Образ

Образ восприятия

ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ - субъективная представленность предметов окружающего мира или их свойств. Образ восприятия обусловлен как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению объектами окружающего мира, образ восприятия также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 389.

Образ последовательный

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ — ощущения зрительные, сохраняемые в течение некоего, обычно непродолжительного времени после прекращения действия раздражителя оптического. Различаются:

1) образ последовательный положительный — после прекращения действия яркого света — окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным;

2) образ последовательный отрицательный — после перевода взгляда, на светлый фон — сохраняется в течение более длительного времени, темнее фона и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ...

Образ

ОБРАЗ – результат реконструкции объекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов. Анализ построения образа, его функционирования и развития – прерогатива психологии, которая рассматривает его как процесс, играющий важную роль в системе психической регуляции деятельности человека. Образ воплощает в себе сущность психического. В натуралистических вариантах гносеологии образ совпадает с чувственно данными и представлен в ощущениях, восприятиях, представлениях.

Образ (Головин, 1998)

ОБРАЗ — субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Будучи основой для реализации практических действий по овладению внешним миром, образ определяется также характером этих действий, в ходе коих исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам. Одно из важных свойств образа — его целостность (см.

Образ (Кондаков, 2007)

ОБРАЗ (от древнерус. образъ — вид, образ, призрак, изображение, пример). Субъективное отражение мира организмом, включающее в себя чувственные компоненты, связанные с непосредственным раздражением органов чувств, и мысленные компоненты, связанные с психологическими моделями (эталонами), хранимыми в памяти (потребности, установки, индивидуальный опыт). В ходе развития отражения как всеобщего свойства материи уровень развития психики характеризуется возможностями формирования психического образа как отражения особенностей окружающей среды, в которой происходит осуществление деятельности.

Образ последовательный

ОБРАЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя.

Различают: 1) образ последовательный положительный — окрашен так же, как раздражитель; бывает очень кратковременным; 2) образ последовательный отрицательный — сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя; так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый образ.

Образ (Шапарь, 2009)

ОБРАЗ — субъективная картина мира или его фрагментов; включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие образ используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям отражения в психике, существует традиция, связывающая с образом преимущественно перцептивные формы знания (см. Восприятие). Целостность образа детерминирована: онтологически — предметностью объективной реальности; психофизиологически — взаимодействием внешнего дистантного и двигательного анализаторов, объединяющихся в познавательный комплекс; физиологически — на уровне организма; наконец, психологически — на уровне личности — активностью, направленностью на познание...

Имаго

ИМАГО (Imago). Термин, употребляемый вместо понятия “образ” с целью подчеркнуть, что многие образы, в частности образы других людей, возникают субъективно в соответствии с внутренним состоянием и динамикой субъекта. Другими словами, термин имаго подразумевает, что многие образы (например, образы родителей) возникают не из действительного опыта переживаний, связанных с родителями, а основаны на бессознательных фантазиях или являются производными от деятельности архетипов. Имаго функционирует подобно ожиданиям или фильтру, через который воспринимаются определенные категории людей.

Образ (К.Г. Юнг)

Образ (Bild). Когда я в этом труде говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии. Такой образ лишь косвенно связан с восприятием внешнего объекта — он покоится, скорее, на бессознательной деятельности фантазии и, будучи ее плодом, он является сознанию более или менее внезапно, как бы вроде видения или галлюцинации, не имея, однако, их патологического характера, т. е. не входя в клиническую картину болезни.

Душевный образ

Душевный образ. Определенная разновидность психических образов (см. образ), создаваемых бессознательным. Подобно тому как “персона” (см.), т. е. внешняя установка, бывает представлена во сне в образах тех лиц, у которых данные свойства особенно резко выражены, так и душа или анима/анимус, т. е. внутренняя установка, изображается бессознательным в образах тех лиц, которые обладают соответствующими душе качествами. Такой образ называется душевным образом. Подчас это бывают совершенно неизвестные или мифологические лица.

Страницы