Образ (Шапарь, 2009)

ОБРАЗ — субъективная картина мира или его фрагментов; включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

В психологии понятие образ используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям отражения в психике, существует традиция, связывающая с образом преимущественно перцептивные формы знания (см. Восприятие).

Целостность образа детерминирована: онтологически — предметностью объективной реальности; психофизиологически — взаимодействием внешнего дистантного и двигательного анализаторов, объединяющихся в познавательный комплекс; физиологически — на уровне организма; наконец, психологически — на уровне личности — активностью, направленностью на познание.

Образ ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Образ — всегда сигнал, он имеет биологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения или ухода от раздражителя, а также траекторию, силу, скорость движения, пространственную локализацию. Человек не только ощущает, но также испытывает познавательно-эстетическую потребность в ощущениях. В этой потребности заложена основа умственного и эстетического развития личности, полнота отражения мира и отношения к нему.

Образ представлений вторичны по отношению к образу ощущения и восприятия. Сохраненные в памяти, они улучшают ориентацию животных в среде, а у человека становятся достоянием духовной жизни, итогом чувственного познания мира, основой прогноза для познания и действия. Образ представления — исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщенность образа.

При сравнении качественных характеристик образ восприятия и образ представления бросаются в глаза неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних по сравнению с образом восприятия.

С точки зрения исследования онтогенетического развития, образ предполагает интериоризацию схем действия с предметами. В работах Леонтьева была выдвинута гипотеза об образе мира как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его квазиизмерений относятся координаты пространства-времени и квази-измерение значения. Последнее, в свою очередь, можно представить с помощью соответствующих средств математической обработки в виде разнообразных геометрических моделей — субъективных семантических пространств.

Принципиальное различение «наивной» и «критической» картины мира, зависящее соответственно от обыденного или научного подхода к трактовке психического, проводилось в гештальтпсихологии. Интенсивное изучение образа ведется в когнитивной психологии, в которой обсуждается и проблема соотношения образов, возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями этих предметов и событий.

Анализ пространственных преобразований воспринимаемых и представляемых предметов свидетельствует о близости лежащих в их основе процессов. Поэтому было выдвинуто предположение о существовании гипотетической нейрофизиологической структуры — «зрительного буфера», активизация которого сенсорной информацией или сведениями из долговременной памяти приводит к возникновению наглядного образа. Однако выявленное эмпирическим путем соответствие можно объяснить лишь генетически — происхождением внутреннего плана деятельности, вытекающего из реальных предметных действий. О различии двух видов образов могут говорить различия их субъективной отчетливости, а также тот факт, что образ представлений никогда не локализуются во внешнем пространственном окружении. Исключение — образы эйдетические и истинные галлюцинации, возникающие при некоторых психических расстройствах. Эти различия иногда ослабляются при измененных состояниях сознания, в частности — при сновидениях и в просоночных состояниях. Псевдогаллюцинации, напротив, совершенно явно отличаются от образа восприятия.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 318-321.

Понятие: