Буддизм

Буддийская кумирня в Ашихэ.

 

Санрон

направления махаяны — шуньявады (другое название — мадхьямака), которое, по мнению многих буддологов, радикально изменило философию и догматику буддизма. Краеугольные идеи шуньявады отражены в сутрах о праджня-парамите, систематизированы и развиты в трактатах крупнейшего буддийского философа Нагарджуны и ряда его учеников.

«Опорными» текстами Санрон-сю являются трактаты «Мадхьямака-карикас» (кит. «Чжунгуань лунь», или «Чжун-лунь», яп. «Тюган-рон», или «Тюрон» — «Рассуждения о срединном вйдении [сути]»); «Двадашамукха-шастра» (кит. «Шиэрмэнь-лунь», яп. «Дзюнимон-рон» — «Рассуждения о двенадцати вратах»), а также «Шата-шастра» (кит. «Байлунь», яп. «Хякурон» — «Рассуждения в ста [стихах]»)...

Буддизм: начало изучения

Начало систематической историко-философской науки о буддизме принято связывать с обращением ученых на заре XX века к специализированной буддийской литературе Абхидхармы — третьей части буддийского канона Типитаки и трактатам по абхидхарме (анализу и систематизации Дхармы — учения Будды) более позднего периода. Именно в этих текстах видели аналог европейских философских трактатов. Однако и до того времени проблема существования в буддизме своей философии и ее характера ставили перед собой практически все мыслители, изучавшие его или интересовавшиеся его доктринами. Думается, что внимание к философской стороне буддизма и к языку буддийских текстов свидетельствовало о потребности более углубленного анализа этого явления...

Махаяна (Радхакришнан, 2020)

Если учения, относящиеся к периоду от возникновения буддизма до времени Ашоки, возможно, представляют ранний буддизм, то о взглядах, преобладавших во времена Ашоки, можно сказать, что они являлись учением хинаяны. Тенденции, которые развивались в течение периода от Ашоки до Канишки, впоследствии выявились, образовав буддизм махаяны. Холодная и бесстрастная метафизика, свободная от религиозного учения, не могла долго внушать энтузиазм и радость. Хинаяна не учитывала тяготения человеческого духа к чему-то высшему и принижала духовную сторону человека. Философский атеизм хинаяны — это ее тайна, червь, поедающий прекрасный цветок...

Буддизм периода Нара

Важнейшей стороной процесса становления японского буддизма являлась его «интеллектуализация» в VIII веке, что вы разилось прежде всего в возникновении буддийских школ. Формирование более или менее стабильного слоя монашества, постоянно проживавшего в храмах, повышение грамотности буддийского духовенства, изучение сутр и экзегетических трактатов, миссионерская деятельность корейских и китайских буддистов, поездки японских монахов (гакусо) на обучение в Китай привели к серьезным сдвигам в развитии буддизма на островах в конце VII — начале VIII века.

В 30—40-х годах VIII века в Японии в широком масштабе занимались распространением буддийской литературы. При императорском дворце, столичных и провинциальных храмах для этой цели были организованы специальные мастерские, где работали переписчики...

Буддизм и синтоизм: функциональные различия

Среди исследователей превалирует мнение, что с самого начала своего распространения в Японии буддизм стал дублировать сложившиеся к тому времени представления и институты синтоизма. Не вызывает, разумеется, сомнения, что на будд и бодхисаттв были перенесены некоторые свойства синтоистских божеств, а определенные буддийские идеи осмыслялись в соответствии с традиционными синтоистскими воззрениями. Однако, как нам представляется, для понимания причин распространения буддизма в Японии и определения его истинного места в совокупности социально-идеологических отношений было бы весьма полезным выяснение функциональных различий между двумя религиями...

Амидаизм (Козловский, 1998)

Собственно японский амидаизм — одно из наиболее влиятельных направлений средневекового буддизма в Японии — исследован далеко не достаточно. Работы о нем, правда, публикуются. Однако в самой Японии амидаизм обычно рассматривают с традиционных позиций — либо как религию, либо как одно из течений «буддизма», без четкого выделения в нем как сугубо религиозной, так и религиозно-философской мысли. Этот пробел сохраняется и в нашей японоведческой литературе. Нет пока специальных исследований, посвященных ведущим идеологам японского амидаизма — Хонэну и Синрану. Немногое известно о представителях раннего амидаизма — Гэнсине, Какубане и Рёнине. Имеется одно исследование, посвященное Иппэну 1, а также отдельные разделы по амндаизму в коллективных трудах по японскому буддизму...

Буддизм и государство [в Японии]

Правящий род и служилая знать были заинтересованы в укоренении буддизма прежде всего в качестве одной из составляющих общегосударственной идеологии. Поэтому официальное летописание осмысляет буддизм в первую очередь как магическое средство оберегания целостности государства. В многочисленных указах правителей, касающихся буддизма, превалирует именно такое понимание вероучения (только в «Сёку нихонги» аналогичных указов насчитывается более двух десятков).

Пик деятельности государства по распространению буддизма приходится на правление Сёму. В отличие от своих предшественников Сёму пытался превратить буддизм в оплот власти не только в столице, но и на местах. Во время вспышки эпидемии оспы в каждой провинции повелевалось воздвигнуть статую Будды Шакьямуни...

Буддизм в Японии (Григорьев, 1993)

Никогда не прекращавшиеся контакты японцев с материком позволяют предположить, что элементы буддийского вероучения проникли на острова довольно рано. Об этом, в частности, свидетельствуют пять бронзовых зеркал с буддийскими изображениями, которые датируются V веком. Однако тогдашнее состояние общества не позволяло буддизму утвердиться достаточно прочно на территории Японии. Но, по мере того как государственное объединение Ямато утрачивало черты родоплеменного союза, возникали предпосылки и для распространения буддизма.

Поначалу основной контингент приверженцев буддийского вероучения составляли иммигранты. Причем традиция поклонения Будде обычно передавалась из поколения в поколение. Так, Сиба Датто, приехавший, вероятно, из царства Южное Лян, воздвиг в 582 г. первую в Японии буддийскую молельню...

Буддизм южной ветви (Краснодембская, 1976)

Буддизм южной ветви свыше двух тысячелетий является господствующей религией основного населения Цейлона — сингалов. Общеизвестно, что буддизм — религия в наивысшей степени умозрительная, лишенная персонифицированного божества, наиболее абстрактно решающая мирозданческие, философские и морально-этические проблемы. Однако практически во всех странах, где он господствовал и господствует, в особенности в народной религиозной практике, буддизм теснейшим образом переплетался с иными формами религиозных воззрений. Так и на Цейлоне, в этой классической стране хинаянистского буддизма, религиозная практика буддистов-сингалов предельно насыщена элементами различных древних верований и ритуальных комплексов...

Бахушрутия

Бахушрутия (санскритское bahusrutïya, «школа эрудитов») — буддийская школа «семейства» махасангхики, возникшая в середине III века до н. э. в результате раскола школы гокулика, практически сразу после обособления последней. Основателем ее считается Яджнявалкья, который в духе «демократизма» махасангхиков призывал своих адептов донести истину буд. учения до всех буддистов — как монахов, так и мирян (по легендам, он погрузился в медитацию еще во времена Будды, пребывал в ней два столетия, а затем вышел из нее и подверг критике трактовку трех «корзин» у оснований махасангхиков). Канон текстов бахушрутии, как и тхеравады, состоял только из компонентов трех «корзин» (см. Типитака) — Виная-питаки, Сутра-питаки и Абхидхармапитаки...

Страницы