Миф

МИФ — возникающая на ранних этапах истории своеобразная форма мировоззрения, воплощаемая в сказаниях и повествованиях. Согласно З. Фрейду, миф — тот шаг, посредством коего отдельный индивид выходит из массовой психологии. Первым мифом был психологический, героический; пояснительный миф о природе, видимо, возник много позже.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 372.

+ + +

МИФ — многозначное понятие, которое относительно литературно-художественного творчества может трактоваться как некая повествовательная форма, в которой действует определенная логика, связанная с религиозным и в то же время массовым сознанием. В данной форме также отражается определенное миропонимание и т.д.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 176.

 

Мифы [древних греков]

В своих песнях греки без конца могли рассказывать о богах и о приключениях могучих божьих детей, которых они называли героями. В этих рассказах, по-гречески мифах, можно узнать много чужих вавилонских и египетских сказаний. У многих героев есть признаки солнечного божества или подробности их приключений напоминают борьбу бога солнца с его врагами. Но у греков чудесные приключения богов перенесены на землю и связаны с определенными местами.

Мифы (Ильичёв, 1983)

МИФЫ   (от   греч.   μϋδος — предание,   сказание),   архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине пира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами.

Отделение от ритуалов и десакрализация приводят к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаические формы героического эпоса, в историческое время мифы широко используются как элементы поэтического языка в широком смысле.

Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этнологические и космологические, описывающие творение мира, происхождение людей и животных (часто в связи с тотемическими представлениями), особенности рельефа, различных обычаев и обрядов и т. п.

Миф (СЗФ.ЭС, 2009)

МИФ. Интерес современной философии и гуманитаристики к мифу обусловлен многими причинами, среди которых важнейшая - потребность гуманитарного знания в самоанализе и поиске первоистока культуры. Если для историков, этнографов, философов 18-19 веков миф - это по преимуществу объект сравнительно-исторических исследований и рассуждений в просветительски-прогрессистском духе, то в 20 веке он становится своеобразным ключом к раскрытию тайн человеческого сознания и культуры. Миф начинает изучаться с самых разных сторон.

Миф (Чубарьян, 2014)

МИФ - одно из ключевых понятий западной культуры, начиная с античности. Начиная с античности же, понятие это определяется через сближение с понятием «логос» и противопоставление ему же. И то, и другое понятия связаны с повествованием. «Логос» - это буквально «слово». «Миф» же уже в первой относительно развернутой греческой рефлексии на эту тему - гесиодовской - не просто «слово», а слово, направленное на нечто важное, сакральное. Греки подробно рефлексировали на тему о месте мифа в антитезе «истина-ложь», трактуя это место по-разному.

Миф (Грицанов, 1998)

МИФ - форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве "неопровержимых фактов бытия" (Лосев). Для М. не существует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями. Мир М. гармоничен, строго упорядочен и не подвластен логике практического опыта.

Мифы (Лопухов, 2013)

МИФЫ — древние народные сказания о героях, богах, о сотворении мира и т. д. Мифы были первоначальной формой духовной культуры человека и общества, формой нерасчлененного мыслительно-образного познания мира и самопознания. Специфическими свойствами мифа можно считать единство желаемого и действительного, идеи и образа, формы и содержания, субъекта и объекта, предмета и знака, единство представлений о явлениях природы и общественной жизни, а также персонификацию природных сил.

Миф (Кириленко, Шевцов, 2010)

МИФ (греч. mythos) — 1. Древние повествования о богах и героях, о происхождении природного и социального космоса. 2, Один из способов осознания «вечных» проблем индивидуальной и общественной жизни. В исследовании мифа можно выделить следующие направления: рационалистическое (Фр. Бэкон, Фонтенель, Вольтер, Монтескье), социо-культурное (Дж. Вико, Ф. Ницше, А. Потебня, Э.Дюркгейм, Э. Кассирер, Б.Малиновский, М.Хайдеггер, А.Лосев), художественно-эстетическое (Шеллинг, братья Шлегели, А.Веселовский, Т.Манн, Я.Голосовкер и др.). Первое направление основывается на объяснении неизвестного через известное и использует логический прием аналогии. Миф в данном случае понимается как результат перенесения человеческих черт на всю природу. С течением времени вопросы соответствия мифа реальности «забываются», и он начинает — рассматриваться как аллегория бытия и выражение первооснов духа народа...

Миф (Подопригора, 2013)

Миф — форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия» (А. Ф. Лосев). Для мифа не существует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями. Мир мифа гармоничен, строго упорядочен и неподвластен логике практического опыта. Исторически миф возникает как попытка построения на интуитивно-образном уровне восприятия целостной картины мироздания, способной обобщить эмпирический опыт и дополнить (при помощи умозрительных спекуляций) его ограниченность…

Миф о пещере

МИФ О ПЕЩЕРЕ (CAVERNE, MYTHE DE LA -). Без сомнения, самый знаменитый из мифов Платона. Он изложен в книге VII «Государства». О чем же идет речь? О скованных цепью пленниках, сидящих в гроте (пещере) спиной к свету, не имея возможности повернуть голову. Перед собой они видят только каменистую стену пещеры, на которой от горящего у них за спиной костра пляшут тени — их собственные и разных проносимых мимо вещей и предметов искусственного происхождения. Поскольку пленники никогда не видели ничего, кроме этих теней, они принимают их за реальные существа и серьезно обсуждают их.