Древнегерманская мифология

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Источниками для воссоздания древнегерманской мифологии и религии служат: труды античных (Юлия Цезаря, Тацита и др.) и некоторых средневековых (Адама Бременского и др.) авторов, пережитки в обрядах современных германских народов, данные топонимики, скандинавские наскальные изображения, остатки древних святилищ и прежде всего монументальный памятник древне-скандинавской эпической поэзии «Старшая Эдда» (рус. пер. 1963, ред. М. И. Стеблин-Каменский), дошедший в списках не ранее 13-15 веков, но хранящий многие черты германского язычества. Данные о религии и мифологии континентальных германцев очень скудны, поэтому исследователи древнегерманской мифологии и религии опираются прежде всего на скандинавские (гораздо более обильные) источники. Однако соотношение древне-скандинавской и общегерманской религии и мифологии - вопрос дискуссионный. Ряд ученых (например, датский ученый А. Ольрик, голландский Я. де Фрис и другие) подчеркивают большую специфичность скандинавской мифологии и религии, усматривая в ней не только германские черты, но и связь с религией и фольклором саамов, прибалтийских финнов, народов Сибири. Автор настоящей статьи исходит из того, что все же значительных типологических различий между скандинавской и германской религией и мифологией нет и что их общность превосходит локальные различия.

Мифологические и религиозные представления древних германцев имеют ряд общих черт с представлениями других индоевропейских народов (индийцев, иранцев, греков, римлян, кельтов, славян) на стадии родового строя и воен. демократии. Сюда относятся: культ предков, представления о загробном мире, магические заклинание враждебных сил, наличие мифов о происхождении вселенной, о кончине мира, о гибели богов и новом возрождении земли. Эти представления овеществлялись и закреплялись в различных культовых действах, наличие которых у германцев засвидетельствовано уже в скандинавских наскальных изображениях, относящихся, возможно, к 1-му и даже 2-му тысячелетиям до н. э., а также в «Германии» Тацита, где особый интерес представляет описание культовой процессии, посвященной богине матери-земли Нертус.

Скудные источники позволяют все же проследить некоторую эволюцию религиозных представлений германцев, связанную с усложнением их общественного строя. Если Цезарь (1 век до н. э.) отмечал, что у германцев не было жрецов, а в качестве богов они почитали лишь силы природы (солнце, огонь, луну), то в изображении Тацита (1 век н. э.) у германцев уже существовали жрецы и храмы, а также посвященные богам священные места (особенно рощи) и даже изображения богов - очевидно, поклонение силам природы принимает уже антропоморфный характер. Еще более позднюю стадию развития представляют религиозные верования, известные по скандинавскому эпосу. Значительное место в древне-германской религии отводится культу плодородия, связанным с ним магическим действам и мифам. В скандинавской мифологии боги делятся на два рода: асов (Тюр, Один, Тор) и ванов (Ньорд, Фрей и Фрейя). Ваны первоначально являются божествами, олицетворяющими плодородие земли, урожайный год, изобилие и богатство. Ньорд олицетворяет богатство моря, хороший улов рыбы и является покровителем мореплавателей. Наибольшего распространения культ бога плодородия Фрея достиг в Швеции, где в Упсале в его честь справлялись периодически большие культовые действа (описанные Адамом Бременским) и был выстроен храм с его статуей. Иной характер носят божества из рода асов. Один (Вотан) выступает в континентальных германских и особенно в скандинавских источниках как чародей и волшебник, умело заговаривающий раны, как покровитель живых и падших героев, как изобретатель магических рун, наконец, как верховное божество герм. Олимпа. Тор олицетворяет физическую силу и боевую отвагу: в скандинавском фольклоре, а также в ряде мифологических песен «Старшей Эдды» он выступает как бог-громовик (этимологически имя Тора связано с общегерманским обозначением грома), оружием которого является молния-палица; Тор является защитником несвободных и всех слабых, он постоянно сражается с злейшими врагами людей - великанами (в скандинавской мифологии - турсы, или йотуны). Злое начало в жизни и обществе олицетворяет бог Локи. Локи коварен и изменчив, он постоянно строит козни другим богам, он способен на любую хитрость. Введение христианства, растянувшееся в разных германских странах до 11 века, означало окончательное угасание язычества и в связи с ним древнегерманской мифологии и религии. Остатки древнегерманской религии продолжали существовать в виде поверий, особенно среди крестьянства, а древнегерманские мифы постепенно исчезали или становились достоянием эпических песен, баллад, народных сказаний, сказок.

Интерес к древнегерманской мифологии и религии пробудился в начале 19 века у представителей романтической школы. Начало изучению германской мифологии положил Я. Гримм. Как представитель романтической теории Гримм полагал, что германские боги являются высшим проявлением религиозного творчества народа, а германские подземные духи, карлы, эльфы, великаны и прочие - дальнейшим уродливым развитием высшей идеи - божества. В работе В. Шварца было обнаружено, что так называемая низшая мифология (охватывающая карлов, великанов, эльфов и пр.) генетически является более древним образованием, чем так называемая высшая мифология, включающая богов. Немецкий ученый А. Кун сопоставил германские мифы с индийскими, иранскими и греческими. В. Манхардт предпринял попытку связать мифологического представления германцев и других народов с производственной жизнью человека. В работах Ж. Дюмезиля обосновывается положение о структуре германской мифологии как отражении социальной структуры общеиндоевропейского периода. Данная гипотеза заслуживает внимания, хотя и является дискуссионной.

Э. А. Макаев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература:

Ольгейрссон Э., Из прошлого исл. народа, пер. с исл., М., 1957; Grimm J., Deutsche Mythologie, Bd 1-3, В., 1875-78; Mannhardt W., Wald- und Feldkulte, Bd 1-2, В., 1875-77; Schwartz F. L. W., Der heutige Volksglaube und das alte Heidentum, В., 1862; Meyer E. Н., Germanische Mythologie, В., 1891; Helm K., Altgermanische Religionsgeschichte, Bd 1-2, Hdlb., 1913; Vries J. de, Altgermanische Religionsgeschichte, Bd 1-2, В., 1956-57; Dumezil G., Les dieux des Germains, P., 1959; Schröder F. R., Untersuchungen zur germanischen und vergleichenden Religionsgeschichte, Tl 1-2, Tübingen, 1941; Krohn K., Skandinavisk mytologi, Helsingfors, 1922; Olrik A., Ellekilde H., Nordens gudeverden, København, 1926-51; Elgqvist E., Studier rörande Njordkultens spridning bland de nordiska folken, Lund, 1952; Briem O., Heidina sidur á Íslandi, Reykjavík, 1945.

 

Мифология древних германцев

Германцев древних мифология и религия — широкий круг верований и религиозных практик германских народов до времени их христианизации: в V—VI веках — восточных и центральных германцев; VI—VII веках — западных германцев, VIII—IX веках - фризов и саксов, XI веке — скандинавов. Изучение собственно древнегерманской (до VIII—IX веков) религии и мифологии крайне затруднено почти полным отсутствием германских источников. Основную информацию содержат сочинения римских писателей, прежде всего Тацита, в значительно меньшей степени — раннехристианских авторов (Иордан и другие).

Фрейя и Фригг

ФРЕЙЯ И ФРИГГ. Образы богинь в германской мифологии занимают второстепенное место и не отличаются яркими характеристиками. Это не проявление презрительного отношения к женщинам, а связано прежде всего с тем, что они не участвуют в сражениях и поединках, оставаясь дома как хранительницы домашнего очага. Богини присутствуют на совещаниях асов, к ним порой обращаются за советом боги.

Наиболее часто упоминаются в Эдце имена двух богинь — Фрейи и Фригг (Фрии). Созвучие имен, по-видимому, свидетельствует об их близости или даже идентичности. Фригг была женой Одина и считалась богиней любви, брака, семейного очага, деторождения. В то же время Фрейя была женой Ода (предположительно — одной из ипостасей Одина) и считалась богиней любви, плодородия, красоты...

Муспель

МУСПЕЛЬ - [в мифологии германцев] огненная страна, существовавшая до начала творения. Сыны Муспеля на последнюю битву с богами примчатся по радужному мосту Биврест, и он под ними разрушится.

[Муспель и его сыны - обитатели огненого мира, существовавшего до Творения. Невольно возникает сравнение с ведическими асурами, предшествениками богов девов и их извечными противниками. У германцев хаос побеждает гармонию, но мир после гибели возрождается. То же мы видим в Ригведе. Это очень древние параллели весьма древнего предания.]

Фенрир

ФЕНРИР - [в мифологии германцев] одно из трех чудищ, порождённых великаншей Ангрбодой в лесу Ярнвид. Первое время боги держали волка Фенрира под собственным присмотром, но кормить его отваживался только Тюр. Пророчества указывали на то, что Фенрир рожден на гибель богам, и боги надели на волка цепь (Лединг). Фенрир цепь порвал, как порвал и иную цепь (Дроми). Карлики выковали цепь Глейпнир из шума кошачьих шагов, из женской бороды, из корней гор, медвежьих жил, из рыбьего дыхания и птичьей слюны. Боги надели на волка эту цепь и приковали его к трём камням.

Хель

ХЕЛЬ - [в мифологии германцев] владычица царства мертвых, расположенного у корней ясеня Иггдрасиль. Эта печальная обитель также называется Хель или Нифльхель. В “Младшей Эдде” сказано, что ‘дорога в Хель идет вниз и к северу‘. Обитель хозяйки Хель называется Мокрая морось. Хель сутула, свирепа, наполовину синяя, наполовину алая, как мясо. Ограды Хель высоки и имеют крепкие решетки.

Локи

ЛОКИ - [в мифологии германцев] бог ас. Он коварен, хитер и подстраивает иным богам злые козни. Отец Локи великан Фарбаути, мать Лаувейн (Наль). У Локи и его супруги сыновья Нари и Нарви.

Великанша Ангрбода от Локи родила чудовище преисподни, хозяйку царства мертвых Хель, волка Фенрира, мирового змея Ёрмунганда. Обернувшись кобылой, Локи от жеребца Свадильфари породил восьминогого коня Слейпнира, впоследствии принадлежащего Одину.

Предание повествует о том, что однажды некий великан обещал, прибегнув к помощи своего коня, для богов асов в полтора года построить город. В оплату великан потребовал солнце, луну и богиню Фрейю. Локи, обернувшись кобылой, принялся отвлекать коня великана от строительства, дабы сроки были сорваны, а обещанное не выполнено. Согласно иному, выше упомянутому преданию, Локи под именем Лодура вместе с Одином и Хёниром вдохнул жизнь в созданных из дерева людей...

Мимир

МИМИР - [в мифологии германцев] ваны отрезали голову Мимиру и прислали её Одину. А Один голову забальзамировал и впоследствии с ней советовался. Дело в том, что Мимир пьёт мёд из бьющего у корней ясеня Иггдрасиль источника, в котором сокрыт глаз Одина. В своё время глаз Одина оказался платой за то, что Мимир позволил Одину напиться из источника мудрости.

[Mimir (др. исл.). В германских преданиях упоминается дерево Мимамейд и есть упоминание ‘детей Мимира‘ в ‘Прорицании вёльвы‘.]

Гудзь-Марков А.В. Пантеон богов индоевропейцев и парапантеон. М., 2001, с. 67.

Хёнир

ХЁНИР - [в мифологии германцев] один из богов асов, сопутствующий и помогающий Одину и Лодуру (Локи) в оживлении деревянных прообразов людей и в истории с великаном Тьяцци.

После завершения войны асов с ванами Хёнира отдали ванам заложником.

После гибели богов и мира Хёнир останется жить в новом мире. В поэтических иносказаниях (кеннингах) Хёнир выступает как попутчик, собеседник и сотрапезник Одина. Поэты называют Хёнира проворным асом, длинной ногой, блистательным конунгом (иначе - глиняный, водяной).

Идунн

ИДУНН - [в мифологии германцев] богиня, супруга Браги, обладающая золотыми молодильными яблоками, дарующими богам вечную молодость. Однажды великан Тьяцци похитил Идунн и её яблоки. В этом деле не обошлось без Локи. Без яблок Идунн боги асы стали быстро стареть, но к счастью богиню с яблоками удалось вернуть. [Idunn (др. исл.) - обновляющая. Идунн и её молодильные яблоки сближаются с преданием о яблоках Гесперид и о древнеиндийском напитке амрита.]

Гудзь-Марков А.В. Пантеон богов индоевропейцев и парапантеон. М., 2001, с. 65.

Гевьон

ГЕВЬОН -  [в мифологии германцев] богиня, жена Скьёльда, сына Одина. Гевьон прислуживают девы, умершие до замужества. В “Саге об инглингах” изложено предание о том, что шведский конунг Гюльви, плененный занимательными речами Гевьон, в награду предложил богине столько земли, сколько утащат четыре быка. Гевьон впрягла в плуг четырех сыновей исполинов, принявших облик быков, и опахала землю, называемую Зеландия.

[Gefjon (др. исл.) - ‘Дающая‘.]

Гудзь-Марков А.В. Пантеон богов индоевропейцев и парапантеон. М., 2001, с. 65.

Страницы