Родовая община

Род у земледельцев и скотоводов (Ковалев, 1954)

Охота носила случайный характер: сегодня она была удачной, и люди были сыты, а потом, быть может, в течение нескольких недель, охотники не приносили домой никакой добычи. В это время приходилось питаться только ягодами и кореньями. При таких условиях нельзя было вести правильно организованное хозяйство: запасать продукты и делать какие-нибудь расчёты на будущее.

Возникновение земледелия и скотоводства внесло в жизнь людей большие изменения. Теперь человек гораздо меньше зависел от случайностей. Продукты земледелия и скотоводства стали служить важным подспорьем в хозяйстве, а в дальнейшем заняли в нём первое место; охота же теряла прежнее значение. Благодаря земледелию и скотоводству люди реже переходили с места на место, они начали строить постоянные жилища, откладывали излишки продуктов про запас. Жизнь людей улучшилась...

Удзи

УДЗИ - род в первобытнообщинном обществе в Японии. Удзи объединял родичей (удзибито), связанных происхождением, кровными узами, одинаковыми обычаями, верованиями (первобытный анимизм) и культовыми обрядами, общими средствами производства и занятиями (рыболовство, охота, собирательство, земледелие, ремесло) в пределах единой территории. При росте населения образовались большие роды (о-удзи). Из них выделились малые роды (ко-удзи), переселившиеся на новые места в поисках средств к существованию. В состав рода принимались переселенцы из Кореи, особенно ремесленники...

Род [в шанско-раннечжоуском Китае]

Целесообразно начать с того, что такое род. Эта проблема была в свое время весьма основательно запутана в отечественной историографии из-за того, что марксистские теоретики, начиная с Ф. Энгельса, выдвинули много необоснованных и жестких постулатов. Воспринимая вслед за Энгельсом предположение Л.Г. Моргана о том, что патриархальному роду чуть ли не везде обязательно должен был предшествовать матриархат, отечественные историки, воспитанные на принципе бёзусловного принятия марксистских постулатов, закрепленных, к слову, в обязательных для всех позициях истмата, буквально вынуждены были поддерживать идею существования матриархата...

Род (Ильичёв, 1983)

РОД, группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской), но большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя; в роду соблюдалась экзогамия. Возникает род из «первобытного человеческого стада», вероятнее всего, на рубеже нижнего и верхнего палеолита. В силу закона экзогамии рода не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями родов.

Род в составе племени

РОД. В общественном отношении род представляет собой отдельную и в значительной мере самостоятельную, на основе широкого первобытно-демократического самоуправления, единицу в общем составе племени. «Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность, — писал Энгельс, — проявляются в том, что здесь нет места для господства и угнетения» (Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 134). Управление делами рода сосредоточивается в родовом совете, в котором при матриархате женщины—главы семей — имеют преобладающее влияние и который при патриархате состоит исключительно из мужчин — глав патриархальных семей...

Род (Тавадов, 2011)

РОД — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). В литературе пока нет общепринятого понимания времени возникновения, сущности и эволюции форм рода. Согласно одной трактовке, восходящей к Л. Г. Моргану и развитой его последователями, род возникает вместе с человеком современного вида, является универсальной и важнейшей социальной структурой первобытного общества и эволюционирует от материнского рода к отцовскому роду.

Род - родовая община (БСЭ, 1941)

РОД, или родовая община, историческая общественная форма, свойственная первобытнообщинному периоду истории и представляющая собой хозяйственное, общественное и идеологическое соединение кровных родственников, происходящих от одного предка; в более широком смысле понятие рода обнимает не только всех живущих, но и умерших членов рода — предков. Род возникает на определенной стадии развития производительных сил, на смену начальной общественной форме — первобытному человеческому стаду (см. Стадо первобытное).

Родовая община

Родовая (кровнородственная) община понимается как основная производственная ячейка первобытнообщинного строя. Она коллективно вела хозяйство на определенной территории, более или менее отграниченной от хозяйственной территории другой общины. Полученные продукты потреблялись совместно либо распределялись между членами для немедленного потребления. Относительно структуры и эволюции родовой общины среди советских исследователей имеются две основные точки зрения.

Родовая община

РОДОВАЯ ОБЩИНА — основная социальная и экономическая ячейка, коллектив кровных родственников, ведущих общее хозяйство на территории занимаемой родом в условиях первобытнообщинного строя. При переходе к классовому обществу родовая община распадается на соседские (территориальные) общины.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 433.

Род (Фролов)

РОД — основанная на кровных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений. Данные последних исследований свидетельствуют, что родовая общность не обязательно присуща всем народам. Род изначально существовал в мужской и женской формах (Патриархат, Матриархат) не в качестве отдельного объединения, а в виде групп родственников, живших в разных общинах.