Род (Тавадов, 2011)
РОД — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). В литературе пока нет общепринятого понимания времени возникновения, сущности и эволюции форм рода. Согласно одной трактовке, восходящей к Л. Г. Моргану и развитой его последователями, род возникает вместе с человеком современного вида, является универсальной и важнейшей социальной структурой первобытного общества и эволюционирует от материнского рода к отцовскому роду. Однако в современной этнологии намного шире распространена другая трактовка, по которой род складывается только в позднепервобытное время, не универсален, играет преимущественно брачно-регулирующую роль и с самого начала существует у одних племен в материнской, у других — в отцовской форме.
Для рода характерна экзогамность (запрет браков внутри рода), которая выступает для него в роли структурообразующего фактора, поэтому рода не могли существовать изолированно и объединялись в племена. В силу экзогамии род не имеет существенного экономического значения, а по своему социальному значению намного уступает общине. Как бы ни решались эти вопросы, род существовал в большинстве доклассовых обществ, и его локализованная часть (так называемая родовая община) играла важную роль в их жизни. Имелась родовая собственность на землю, сородичи были связаны тесной взаимопомощью и взаимозащитой, возглавлялись собственными старейшинами и военными предводителями, сплачивались экзогамией и общими религиозными культами. Для эпохи классообразования характерна социальная стратификация Р. — богатых и бедных, «старших» и «младших», простонародных и знатных. В таком виде родовые структуры, обычаи, культы и т. п. нередко остаточно сохранились в раннеклассовых обществах, лишь постепенно растворяясь в территориальной организации. Особенно стойко такие порядки удерживались в условиях осложненной природной среды у кочевых и горских народов — казахов, киргизов, кавказских горцев и т. д.
Возникновением рода завершился длительный процесс становления человечества. Родовые связи были формой, в которой существовали общественные, в том числе производственные, отношения.
См.: Каста, Община, Племя, Экзогамия.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 423-424.