Род - родовая община (БСЭ, 1941)
РОД, или родовая община, историческая общественная форма, свойственная первобытнообщинному периоду истории и представляющая собой хозяйственное, общественное и идеологическое соединение кровных родственников, происходящих от одного предка; в более широком смысле понятие рода обнимает не только всех живущих, но и умерших членов рода — предков. Род возникает на определенной стадии развития производительных сил, на смену начальной общественной форме — первобытному человеческому стаду (см. Стадо первобытное). С точки зрения археологической периодизации род возникает с началом верхнего палеолита (см.), в эпоху Ориньякской культуры (см.). По периодизации Моргана (см.), принятой Энгельсом, Р. возникает на средней ступени дикости. Возникновение Р. знаменуется отчетливо сказывающимся скачком в развитии прежде всего самого человека, затем—техники, хозяйства, организации общества и идеологии. В развитии человека в этот момент биологическое становление человека, или антропогенез, достигает своего завершения от homo primigenius к homo sapiens (см. Происхождение человека), причем одновременно возникают и современные расы (см.). В области техники совершается представляемое Ориньякской культурой и отличное от предшествующей Мустьерской культуры (см.) развитие от универсального к дифференцированным, разнообразным по типу орудиям, при одновременном значительном повышении техники обработки; наряду с кремневыми орудиями, получает большое развитие и костяная техника, причем ряд типов представляет собой уже орудия для выделки орудий. Несомненно возникновение копья, дротика, позднее — лука со стрелами. Впервые возникает на данной стадии и искусственно сооруженное жилище. В области производительной деятельности возникновение рода сопровождается развитием массовой охоты на крупных животных, а равно рыболовства и зачатками земледелия.
Описанный подъем производительных сил требует новой организации общества, обусловливая возникновение нового прочного коллектива на смену непостоянному первобытному стаду. С другой стороны, тот же подъем производительных сил достаточным образом обеспечивает существование этого нового коллектива. Форму и связь, объединяющую этот коллектив, дает естественное родство, — возникает род. Возникновение рода знаменуется и появлением ряда элементов идеологии, в частности искусства и религии. Одной из наиболее ранних форм последней является тотемизм (см.), состоящий в представлении о связи всех членов рода с каким-либо животным, растением или явлением природы. Тотемизм остается существенным элементом идеологии рода.
Возникновение рода произошло путем превращения первобытного стада в две родственные группы. Этот взгляд на возникновение рода является гипотезой, основанной на изучении самых ранних форм общественной организации современных отсталых племен. Действительно, наиболее примитивная известная этнографии форма общественной организации на основе родства представляет собой описанную Энгельсом в его труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» так называемую систему двух классов, именуемую также в современной этнографической литературе «дуальной организацией». Известная прежде лишь у австралийцев, эта организация обнаружена теперь также у ряда меланезийских племен. С другой стороны, изучение иных форм ранней организации родового общества у ряда современных отсталых племен и народностей показывает, что эти формы являются прямым результатом развития начальной дуальной организации. Основная сущность этой организации состоит в том, что все племя распадается на два «класса», или две «половины», каждая из которых представляет собой совокупность всех живущих кровных родственников по материнской линии. Являясь, таким образом, начальной формой рода, эти «классы», или «половины», последовательно развиваются во все более расширяющуюся систему родов, представленную первоначально в виде т. н. четырехклассной и восьмиклассной систем; при первой каждая половина племени состоит из двух «классов», или родов, при второй — из четырех. Указанные формы получили название фратрий, или фратриальной организации. Такого рода структура племени широко присуща многим современным отсталым племенам, в особенности Австралии, Меланезии и обеих Америк; в отдельных случаях констатирована и для народов Африки, народностей Сибири в прошлом и пр. С другой стороны, следы аналогичной структуры в отдаленном прошлом сохраняет и историческая традиция некоторых развитых народов в виде предания о двойственном делении и каком-либо четном числе начальных родов. Таковы предания о разделении древнего Египта на две «страны» и сорок номов {родов) по двадцать в каждой «стране», о происхождении китайцев от ста начальных родов, о разделении афинян на четыре филы, состоявшие каждая из четного числа родов, и т. д. С развитием родового общества дуальное деление, равно как и фратрии отмирают и племя состоит из разнообразного числа отдельных родов. Размножение родов ведет, в зависимости от уровня развития производительных сил, к дроблению родов, причем рода, связанные близостью общего происхождения, сохраняют связь в различных отношениях и образуют особые группировки в виде «колен», «фамилий» и пр.
Возникновение рода теснейшим образом связано с одновременным возникновением нового, после кровнородственной семьи (см.), ограничения брачных отношений, или новой стадии экзогамии, а равно новой формы брака— группового брака. Эти формы непосредственно связаны с вышеописанной дуальной и фратриальной организациями, поскольку брак заключается всегда вне пределов данного «класса», данной фратрии или данного рода и тем самым с лицами, принадлежащими к другому, противоположному «классу» или другой фратрии, либо к одному из родов, входящих в эту фратрию. Родовая экзогамия стойко сохраняется на протяжении всей истории родового общества. Дуальная организация и экзогамный групповой брак обусловливают то, что отец всегда принадлежит к другой, чем мать, родственной группе; к тому же он не известен. При таких условиях вновь возникшая родственная ячейка естественно группируется вокруг матери, дети принадлежат к группе матери, род возникает как материнский род. С возникновением род впервые начинает осознаваться и приобретать общественное и идеологическое значение родство (см.), причем на данной стадии счет происхождения ведется только по материнской или по женской линии. В старой литературе родственное единство рода оспаривалось, причем род нередко трактовался как искусственное соединение, а родство — как воображаемое. Основанием для этого служила, в особенности, ссылка на практику усыновления в роде. Фактические данные убеждают, однако, что принятие в род чужих представляло собой явление, сравнительно редкое и к тому же относящееся скорее к эпохе распада рода. В настоящее время вопрос об «естественности» или «искусственности» рода не подымается. — Указанные условия возникновения рода, а вслед затем и значение труда женщины в хозяйстве определяют то, что с возникновением материнского рода возникает период матриархата (см.), выражающийся в общественном преобладании женщин в родовой общине. Последующее развитие производительных сил, в частности, возникновение скотоводства и плужного земледелия, дает место росту хозяйственного и общественного преобладания мужчины и переходу к новой организации первобытнообщинного строя — патриархату (см.). Таким образом, периоды матриархата и патриархата являются двумя последовательными стадиями развития родового строя.
Структура и организация развитого рода состоит в следующем. При матриархате основной хозяйственной и общественной ячейкой рода является небольшая, в зависимости от уровня развития производительных сил, материнская семья, возглавляемая старшей женщиной. При патриархате эта ячейка превращается в большую патриархальную семью или домовую общину. Несколько материнских семей группируются в матронимии, несколько больших патриархальных семей—в патронимии (см.). Совокупность названных ячеек составляет при матриархате материнский, при патриархате—отцовский род, или родовую общину. Размеры рода на различных стадиях развития родового строя и в зависимости от самых разнообразных условий бывают крайне различны. Производство и потребление в родовом строе покоится на коллективистических, или общинных, основаниях. Основным средоточием производства и потребления является семья. Основу хозяйственного единства рода в целом, или родовой общины, составляет владение и распоряжение землей, распределяемой по родам из общеплеменной земли. Из этого фонда рода наделяет участками усадебной и пахотной земли семьи рода для непосредственной обработки, причем эти участки подвергаются периодическим переделам в зависимости от численности обрабатывающих их семей. Вся остальная часть земельного фонда рода остается в общем владении и пользовании всего рода. В скотоводческих обществах преимущественно вся земля остается в общеродовом владении и пользовании. рода свойственно и производственное единство; нередко весь род соединяется для коллективного выполнения работ, требующих большого числа рабочих рук; при работах отдельных семей действует в случае надобности родовая взаимопомощь.
Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том сорок девятый. Робер – Ручная граната. – М., АО Советская энциклопедия. – 1941. Колонка. 29-32.