Жертвоприношение

Человеческое жертвоприношение у ацтеков -
тлакамиктилистли (вырезание сердца),
рисунок из «Кодекса Мальябекиано»

 

Жертвоприношение (Жирар, 2010)

Во множестве ритуалов жертвоприношение предстает в двух противоположных аспектах: то как «весьма святое дело», уклониться от которого было бы серьезным прегрешением, то, наоборот, как своего рода преступление, совершить которое — значит подвергнуться столь же серьезной угрозе.

Чтобы объяснить эти два облика ритуального жертвоприношения — законный и незаконный, публичный и чуть ли не потаенный, — Юбер и Мосс в «Очерке о природе и функции жертвоприношения» ссылаются на священный характер жертвы. Убивать жертву преступно, поскольку она священна… но жертва не будет священной, если ее не убить. Перед нами круг, которому несколько позже присвоят и сохранят до наших дней звонкое имя — амбивалентность...

Ашвамедха

АШВАМЕДХА - жертвоприношение коня. Древнейшее отражение этой практики — гимны «Ригведы» (1.162 и 163); детальные описания даны в «Шатапатха-брахмана», «Аштанга-хридая-самхита» и шраута-сутрах. Правитель, совершивший этот обряд, обретал статус миродержца (сарвабхаума). После очень долгих подготовит, обрядов жертвенного коня отпускали пастись на воле в течение года под охраной военного отряда. Правители стран, по землям которых проходил конь, если не изъявляли покорности сами, приводились к ней силой.

Жертвоприношение [в Древней Греции]

ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ЖИВОТНЫХ. Одним из наиболее важных элементов древнегреческой религии было принесение в жертву богам различных животных. В античной литературе и надписях существует множество указаний на жертвоприношения подобного плана. Свое отражение нашли они и в произведениях изобразительного искусства. При этом, однако, до нашего времени дошло сравнительно мало свидетельств относительно того, как совершались подобные жертвоприношения.

Жертвоприношение [в Карфагене]

ПОДНОШЕНИЯ И РИТУАЛЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ. Один из самых интересных аспектов пунической религии заключался в том, что подношения осуществлялись в соответствии с определенной кодификацией, которую называли тарифами пожертвований (b't). Множество надписей, часть из которых дошла до нас фрагментарно, входит в эту категорию текстов. Одна из них, наиболее хорошо сохранившаяся, была вновь обнаружена в Марселе, что, кстати говоря, привело к тому, что были выдвинуты весьма смелые гипотезы по поводу присутствия карфагенян в устье Роны. На самом деле надпись была впервые найдена в Карфагене, о чем ясно говорится в ее тексте, в котором упоминается храм Баал Сафона. В XIX столетии она была привезена в фокейский город, где и была утеряна...

Жертвоприношение Небу

Рассказ иезуита о жертвоприношении Небу. Утром в первый из трех дней перед жертвоприношением император идет в Чай-кон (Чжай-гун — буквально «дворец Воздержания», одно из зданий в Запретном городе. — Авт.) и выходит из оного только на третий день, сразу затем направляясь к месту жертвоприношения. Все эти три дня министры, как обычно, поутру отправляются к государю с докладом о положении дел в государстве, и весь остальной день ему также приносят прошения и записки, долженствующие быть ему поднесенными.

Жертвоприношение у тольтеков

Искусство жертвоприношений. Изображения богов редки в Туле, где чаще всего встречаются сцены, прославляющие его военную мощь. Тольтекские скульптуры — это статуи сильных воинов-аристократов (как, например, знаменитые Атланты). Здесь существует несколько изображений сосуда в форме орла, куда бросали человеческие сердца, и цомпантли, или подставки для черепов, куда на всеобщее обозрение клали отрубленные головы. Один настоящий цомпантли был обнаружен к востоку от площадки II для игры в мяч, причём её поверхность была усеяна фрагментами человеческих черепов.

Жертвоприношения Солнцу, Земле, Луне

Жертвоприношение Солнцу. На весеннее равноденствие император направлялся к жертвеннику Солнца (Житань) близ столицы и на восходе приносил там в жертву кабана, быка и барана. Жертвоприношение Земле. На летнее солнцестояние совершалось жертвоприношение на жертвеннике Земли (Дитанъ), находившемся на севере столицы. Там император приносил в жертву богу Земли мясо желтого быка, штуку шелкового полотна и кубок вина; все это зарывалось в землю. Эти жертвы символизировали то, что дает земля благодаря сельскому хозяйству: растения и животных...

Жертвоприношения у инков

Посвящение человеческой жизни предку или кому-либо божеству иногда требовало жертвоприношений. Приношения в жертву людей, однако же, никогда не достигали такого масштаба, какой им придавали ацтеки, центрально-американские современники инков. В большинстве своем они совершались в двух исключительных случаях. Первым была смерть некого знатного инки или же правителя: часть его жен и слуг приносили себя в жертву, после чего их должны были захоронить вместе с усопшим. Так, вместе с умершим Уайна Капаком в потусторонний мир отправились примерно 1000 человек.

Жертвоприношения китайских императоров

Важное место среди обязанностей императора, а также высших придворных сановников и местных чиновников занимало совершение официальных жертвоприношений (гоцзя чжуси). Их было 78, и они делились на три разряда по значимости. Император участвовал (или посылал своего уполномоченного) в жертвоприношениях первых двух разрядов, обряды же третьего совершались чиновниками от имени государя.

Жертвоприношение (Новиков, 1987)

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ — религиозный обряд, состоящий в приношении даров богам, святым духам. Жертвоприношение возникло в древности в связи с формированием анимистических представлений и верований и на почве обычая оставлять сородичам пищу, оружие, утварь и т. п. Позднее, с появлением колдунов и шаманов и усложнением религиозной обрядности, жертвоприношение обставляется множеством специальных правил, выгодных для служителей культа: устанавливаются обязательные жертвоприношения в различных случаях жизни, состав и ценность жертвоприношений и их календарные сроки. В современной христианской обрядности жертвоприношение распространено в формах жертвенного огня (лампады, свечи, курение ладана), денежных взносов и т. д.

Страницы