Жертвоприношение Небу
Рассказ иезуита о жертвоприношении Небу. Утром в первый из трех дней перед жертвоприношением император идет в Чай-кон (Чжай-гун — буквально «дворец Воздержания», одно из зданий в Запретном городе. — Авт.) и выходит из оного только на третий день, сразу затем направляясь к месту жертвоприношения. Все эти три дня министры, как обычно, поутру отправляются к государю с докладом о положении дел в государстве, и весь остальной день ему также приносят прошения и записки, долженствующие быть ему поднесенными. На третий день император, покончив государственные дела с министрами, часов в девять утра торжественно выезжает из Чай-кона в паланкине, предназначенном для такого рода церемоний, со множеством носильщиков в одеждах из красного дамаста, расшитого золотыми цветами, в праздничных шапках; идут они очень важным, медленным шагом. Бесчисленное множество народа, одетого точно так же, держит в руках трофеи, увешанные шелковыми лентами, бантами и кистями разных цветов. Впереди идет несколько музыкальных оркестров, неумолчно поющих и играющих на различных инструментах, пока императора не вносят в храмовую ограду. Там есть дворец, в котором ему подобает провести ночь, а рано утром пройти в храм, где до восхода солнца приносится жертва. Принеся ее, государь возвращается таким же порядком, как прибыл.
(Письмо о. Бенуа от 4 ноября 1773 г. «Назидательные и любопытные письма...»)
Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 147-149.