Жертвоприношение [в Древней Греции]
ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ЖИВОТНЫХ. Одним из наиболее важных элементов древнегреческой религии было принесение в жертву богам различных животных. В античной литературе и надписях существует множество указаний на жертвоприношения подобного плана. Свое отражение нашли они и в произведениях изобразительного искусства. При этом, однако, до нашего времени дошло сравнительно мало свидетельств относительно того, как совершались подобные жертвоприношения. Более того — многие из этих свидетельств содержатся в произведениях авторов, критиковавших жертвоприношения, и поэтому неизбежно являются предвзятыми.
Жертвоприношение животных представляло собой центральный элемент огромного количества греческих культов. Животные, которых отбирали для жертвоприношения, не должны были иметь никаких телесных недостатков. В жертву приносили как домашних, так и диких животных, а также птиц и иногда даже рыбу. Как правило, животные мужского пола приносились в жертву богам, а женского — богиням. Животные светлого окраса жертвовались «светлым» (небесным) божествам, а темного — душам мертвых или богам подземного мира, хотя из этого правила существовало немало исключений. Некоторым богам в жертву приносились животные, мясо которых не употреблялось в пищу. Так, Посейдону жертвовали лошадей, а Гекате — собак.
Некоторые подробности жертвоприношения животных приводятся у Гомера. Согласно этим упоминаниям, сначала человек, исполняющий жертвоприношение, совершал ритуальное омовение рук и окроплял жертвенное животное водой. После этого провозглашалась священная тишина, за которой следовала молитва, произносимая жрецом. При этом на жертвенное животное, алтарь и, возможно, участников жертвоприношения сыпали немолотые зерна ячменя. Затем с головы жертвенного животного срезались волосы, сжигавшиеся на алтаре, после чего животное убивали ударом топора. Специальный служитель (обычно не жрец) перерезал ему горло. Вытекшую кровь собирали в чашу и выплескивали на алтарь. Туша животного после этого разделывалась, а части, выбранные для божества, сжигались на алтаре (очевидно, чаще всего это были непригодные для еды бедренные кости, вымазанные жиром). Одновременно в огонь лили вино. Внутренности жертвы готовились отдельно и съедались в первую очередь, после чего варили остальное мясо, подававшееся на жертвенном пиру, на котором, по поверью, в качестве почетного гостя присутствовал сам бог.
Жертвоприношения совершались в священных местах. Мясо жертвенных животных также должно было быть съедено на территории святилища, хотя, согласно источникам, иногда участники жертвенного пира забирали часть пищи домой. Жертвоприношения сопровождались музыкой, а в постгомеровские времена внутренности жертвенных животных также обследовались в целях прорицания. В некоторых местных культах на жертвоприношения не допускались женщины. В ходе очистительных и умилостивительных жертвоприношений приносимое в жертву животное сжигалось полностью. Подобный обряд известен как «все-сожжение» . Он обычно использовался, для того чтобы задобрить богов подземного мира, хотя в кризисные периоды таким образом пытались умилостивить всех богов, которые были в силах решить стоявшие перед обществом проблемы. Слово «гекатомба» (hekatombe) в буквальном переводе означает «жертвоприношение ста быков», хотя чаще оно использовалось просто для обозначения масштабного общественного жертвоприношения — жертвенных быков при этом необязательно было сто и необязательно это были быки.
Клятвенные жертвоприношения совершались для освящения клятв и обетов. По сути дела, это был магический обряд, поскольку лица, приносящие клятву, одновременно накладывали на себя проклятие, которое должно было исполниться в случае невыполнения обета. Жертвоприношение рассматриваемого типа описывается в «Илиаде» Гомера. Согласно содержащейся в этом произведении информации, сначала человек, приносивший обет, отрезал клок волос с головы жертвенного животного и взывал к соответствующим богам. После этого он оглашал условия своей клятвы, перерезал горло жертве и совершал возлияние вином. Затем возносилась молитва богам, а туши жертвенных животных зарывали в землю или бросали в море.
Хотя в греческой мифологии встречаются упоминания о человеческих жертвоприношениях, определенных свидетельств того, что они существовали в действительности, нет. Более того, сами греки считали подобную практику варварской. При этом, однако, в случае эпидемий или голода некоторых людей использовали в качестве «козлов отпущения» — «фармаков» (pharmakoi), изгоняя их из города. Эти люди обычно выбирались из числа бедняков и уродов. Для Греции начиная с протогеометрического периода и вплоть до эпохи классики известны свидетельства ритуальных убийств на могилах. Чаще всего таким образом приносили в жертву лошадей, везших покойника, однако, возможно, иногда на могилах совершались и человеческие жертвоприношения.
Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 385-386.