Принцип

ПРИНЦИП — основное, исходное положение, руководящая идея, а также внутреннее убеждение, которое позволяет человеку занимать устойчивую моральную, правовую, мировоззренческую и др. позиции в самых различных ситуациях.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 320.

 

Принципы исторической науки

ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ - ее основные исходные положения, определяющие базовые требования к историческому исследованию и способы такого исследования. Само слово принцип происходит от латинского термина и означает «основа», «начало». В настоящее время к принципам исторической науки можно отнести принцип историзма, принцип целостности {холизма), принцип дополнительности, принцип диалога, принцип ценностного отношения. Называемый во многих научных исследованиях и учебных пособиях принцип объективности вряд ли может рассматриваться в качестве принципа исторической науки.

Принцип (НФЭ, 2010)

ПРИНЦИП (лат. principium – первоначало, основа) – 1) исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат); 2) внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь). В изначальном смысле слова – некая субстанция (вода, воздух, огонь или земля в античной философии) или закон (дао в древнекитайской философии), которые лежат в основе мироздания и из которых можно объяснить все существующее. Первым подобное представление о принципе (назвав его «архэ») ввел Анаксимандр, увидевший подобное начало в «беспредельном, безграничном, бесконечном» апейроне...

Конститутивные и регулятивные принципы

КОНСТИТУТИВНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (нем. konstitutiv und regulativ от лат. constitutivus — определяющий, и regulare — направлять) — термины кантовской философии. Конститутивными Кант называет такие положения, которые, будучи субъективными принципами познания, в то же время учреждают определенные формы предметности, подчиняя вещи своим предписаниям. Любое конститутивное основоположение является в силу этого онтологическим принципом, выражающим законосообразные формы сущего. Действенность конститутивных принципов простирается не далее предметов возможного опыта.

Принцип (Кириленко, Шевцов, 2010)

ПРИНЦИП (лат. principium — основа, начало) — 1. В онтологии — первооснова, начало мира; понятие принцип сходно с понятием субстанции. 2. В гносеологии и методологии науки принцип — это сложная, концентрированная форма знания, которая аккумулирует в себе основное направление исследования, его «дух». И. Кант различал принцип «регулятивный», используемый Разумом, выполняющий направляющую, стимулирующую роль в исследовании, и принцип «конститутивный», используемый Рассудком и являющийся основанием для упорядочивания мира феноменов. 3. В этике синонимом термина «принцип» является «максима», рассматриваемая как основоположение воли. Тенденция классической философии заключается в максимальном сближении и даже слиянии всех трех смыслов термина «принцип». Современная философия ограничивает использование термина гносеологическим и этическим значениями.

Третьего исключенного принцип

ТРЕТЬЕГО ИСКЛЮЧЕННОГО (ПРИНЦИП) (TIERS EXCLU, PRINCIPE DU -)             . В соответствии с принципом третьего исключенного, из двух взаимоисключающих суждений одно является истинным, а другое — ложным, а третьего не дано. Р или не-Р. Либо Бог — поливочный шланг, либо Бог — не поливочный шланг. Это не исключает, что он может быть чем-то еще, но это другое должно подразумевать третий вариант решения вопроса о том, является ли Бог поливочным шлангом.

Тождества принцип

ТОЖДЕСТВА (ПРИНЦИП) (IDENTITE (PRINCIPE D'-). Принцип, на котором основано точное соответствие истины самой себе. Всякое существо есть то, что оно есть: а=а, р=р. Или, как еще более удачно выражались стоики: если а, то а, если р, то р. Если я живу, то я живу; если я делаю то, что я делаю, то я это делаю. Из чего вытекает только одно: абсолютная необходимость настоящего, которое является всем сущим. Принцип тождества делает мышление возможным, а истину — необходимой.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 624.

Мертвой руки принцип (Подопригора, 2013)

«МЕРТВОЙ РУКИ» ПРИНЦИП — конститутивный принцип постмодернистской философии, фиксирующий отношение культуры постмодерна к феномену традиции в качестве тотального отрицания возможности последней. Фундирует собою базисные основоположения постмодернистской философской парадигмы; эксплицитно сформулирован X. Брук-Роуз на основе имплантации в философский понятийный аппарат правовой терминологии (в юридической практике фигура «мертвой руки» означает владение без права передачи по наследству).

Принцип достаточного основания

ПРИНЦИП ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ (RAISONSUFFISANTE, PRINCIPE DE-). «Наши рассуждения основываются на двух великих принципах, — пишет Лейбниц, — принципе противоречия [сегодня охотнее именуемом принципом непротиворечивости. — Прим. авт.], в силу которого мы считаем ложным то, что скрывает в себе противоречие, и истинным то, что противоположно или противоречит ложному; и на принципе достаточного основания, в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему дело обстоит именно так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны» («Монадология», § 31 и § 32; см. также «Опыты теодицеи», часть I, § 44). Это утверждение предполагает ставку на рациональность реальной действительности, вернее, не столько ставку, сколько условие, при котором для нас возможна рациональность. Достаточное основание — это то, что убедительно отвечает на вопрос: «Почему?» Согласно данному принципу, на него всегда можно ответить, хотя бы теоретически; ничто не происходит без причины, вопреки возражениям Ангелуса Силезиуса и исключая, быть может, только целые причинные ряды или главную причину (мне же, вопреки Лейбницу, вовсе не представляется невозможным, что что-то существует без достаточного основания: например, Бог или все сущее скорее, чем ничто). Объяснить одну вещь можно только через другую, скажем, розу — ее семечком, а мир — Богом...

Принцип (Конт-Спонвиль, 2012)

ПРИНЦИП (PRINCIP). Теоретическое начало; точка отсчета рассуждения. Природа принципа предполагает его недоказуемость (в противном случае это будет уже не принцип, а теорема или закон), как природа доказательства предполагает опору на какой-либо недоказуемый принцип. Чем принцип отличается от аксиомы или постулата? Тем, что последние употребляются в рамках каких-либо формальных или гипотетически-дедуктивных систем. Принцип же с равным успехом используется в экспериментальных науках, морали и политике. Почему устанавливается тот или иной принцип?

Неразличимости принцип

НЕРАЗЛИЧИМОСТИ (ПРИНЦИП) (INDISCERNABLES, PRINCIPE DES -). Выдвинут Лейбницем. Утверждает, что всякое реальное существо внутренне отлично от прочих существ, иначе говоря, не существует абсолютно идентичных или неотличимых друг от друга существ (т. е. отличающихся друг от друга только численно или внешними данными, например позицией, занимаемой во времени и пространстве). Две капли воды, два древесных листа, две таблетки аспирина кажутся нам неразличимыми между собой только потому, что мы недостаточно внимательно их рассматриваем. Достаточно поместить эти предметы под микроскоп, и спутать их будет уже невозможно. По Лейбницу, этот принцип не знает исключений. Всякое существо уникально, а бесконечная множественность реальной действительности состоит из абсолютных единичностеймонад...

Страницы