Принципы исторической науки
ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ - ее основные исходные положения, определяющие базовые требования к историческому исследованию и способы такого исследования. Само слово принцип происходит от латинского термина и означает «основа», «начало». В настоящее время к принципам исторической науки можно отнести принцип историзма, принцип целостности {холизма), принцип дополнительности, принцип диалога, принцип ценностного отношения. Называемый во многих научных исследованиях и учебных пособиях принцип объективности вряд ли может рассматриваться в качестве принципа исторической науки. С одной стороны, объективность как полная независимость процесса познания от роли познающего субъекта вообще недостижима. С другой стороны, если история признается научной дисциплиной, то стремление к объективности (общезначимости) выражает ее цель, как и всякой науки. Принципы же науки способствуют реализации такого стремления и выражают специфику этой реализации.
До начала XIX века историческая наука не имела собственных принципов познания, ориентируясь на принципы художественной литературы в Античности, теологии - в Средние века, естествознания - в XVII веке, философии - в век Просвещения. Сформулированный в начале XIX века принцип историзма ознаменовал превращение исторической науки в самостоятельную дисциплину и обеспечил ее колоссальное влияние на многие отрасли социогуманитарного и даже естественнонаучного знания. Выдвинутые на рубеже XIX-XX веков принципы понимания и ценностного отношения конкретизировали принцип историзма, а принцип партийности, объявленный в марксизме-ленинизме основополагающим принципом исторического познания, по существу, нацеливал историка на субъективно-классовую оценку явлений прошлого. Субъективистским тенденциям, связанным с развитием принципа историзма, противостоял оформившийся в середине XX века принцип целостности. Во второй половине XX века наметилось распространение на процесс исторического познания сформулированного в физике в конце 1920-х годов принципа дополнительности, а также - оформление принципа диалога. В таких условиях понимание перестает быть самостоятельным принципом и поглощается принципом диалога. Точно так же партийность предстает разновидностью ценностной (аксиологической) оценки. Выделяемая в ряде работ в качестве особых принципов актуальность вполне включается в принцип ценностного отношения, а принцип развития целиком поглощается принципом историзма.
С. П. Рамазанов
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 411-412.
Литература:
Рамазанов С. П. Принципы исторического познания в XIX- XX вв.: тенденция к оптимизации // Вестник Томского государственного университета. Сер. История. 2009. № 2 (6). С. 47-49; Смоленский Н. И. Теория и методология истории. М., 2008; Методология истории. Минск, 1996.