Познание (Лопухов, 2013)
ПОЗНАНИЕ — процесс активного отражения и воспроизведения окружающей действительности в сознании человека, в образном и понятийном мышлении; постижение закономерностей существования и развития объективного мира и его отдельных фрагментов, постижение всего того, что выработало человечество и что стало неотъемлемой принадлежностью человеческой -культуры, в том числе и то, что составляет систему ценностей. Результатом познания является получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, социальное, философское, художественное, мифологическое и религиозное познание. Обыденное познание занимает в духовно-практической деятельности человека видное место. В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей (природная среда, быт, экономические процессы, в которые человек включен каждодневно). Ядром обыденного познания является так наз. здравый смысл, который включает элементарные сведения о мире. Обыденное познание «схватывает» простейшие, лежащие на поверхности связи бытия, развивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, народную мудрость в элементах фольклора, но и всякого рода предрассудки, верования, мистику.
Основной формой познания является научное познание. Специфика данного вида познания заключается в том, что оно подчиняется некоторым строгим принципам (причинности явлений и событий, истинности или достоверности, объективности и относительности научного знания). В процессе познания используются такие методы познания как наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, метод, формализации, гипотезы, вы-движения идеи, формулирования научной концепции, теории, в которой представлена система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте. Наконец, специфической стороной научного познания является научный язык — язык понятий и символов. Научное познание протекает не стихийно, а целенаправленно, нацелено на получение объективного (достоверного) знания об объекте. Оно не допускает привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта. Для науки окружающий мир представляет собой всего лишь реальность, которая дана человеку в ощущениях его и которая должна быть беспристрастно исследована.
Свои особенности имеет социальное познание. Главной его особенностью является совпадение субъекта и объекта познания. В социальном познании затруднена постановка эксперимента, равно как и строгое следование принципу объективности. Результатам социального познания является обнаружение устойчивых связей между фактами и явлениями, открытие закономерностей, имеющих вероятностный характер, а также так наз. социальное прогнозирование. Чтобы социальное познание максимально приближалось к научному, особое внимание уделяется установлению социальных фактов (явления, события, действия отдельных людей или групп, продукты материальной и духовной деятельности, мнения, суждения, оценки). Далее следует отбор, систематизация, классификация, интерпретация социальных фактов с использованием конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, принципа объективности, причинности. На этапе обобщения требуется строгое логическое обоснование выводов, идей, умозаключений. Философскому познанию присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания характерен специфический язык, глубина проникновения в суть наиболее характерных общественных, природных, психосоциальных явлений. Философия стремится привести все сведения о мире в строчную систему, понять всё сущее как единство многообразия. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания. Ее удел и призвание — постигать всеобщее в бытии, находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Художественное познание представляет собой «мышление образами» (В. Г. Белинский), воплощенное в различных формах искусства и фольклора. Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи. Художественное познание осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. К средствам художественного познания относится звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный, сценический образ, благодаря которым постигается внутренний мир человека, закономерности и противоречия его становления как личности. Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, когда еще не сформировалась духовно свободная личность с развитым интеллектом. В основе мифологического познания эмоционально-образное и образно-конкретное восприятие мира. В древних мифах, сказаниях, легендах, преданиях главными действующими силами выступали очеловеченные силы природы. Через них человек постигал себя, свои возможности, природные явления и связи между ними. Древние мифы оставили после себя не только образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую пищу для искусства, для развития других форм общественного сознания.
В системе форм познавательной деятельности человека специфическое место занимает религиозное познание. Оно представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире, на основании которых возводится так наз. вторичное бытие (монастыри, храмы, религиозные общности, предметы религиозных культов и т. д.). Религиозное познание — это богопознание, познание божественных откровений во имя совершенствования человеческого духа и человеческих отношений, познание частицы Бога в себе, формирование религиозной картины мира. Религиозное познание и религиозная картина мира наложили огромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. Религия — одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в котором воплощены искания более человечного мира, нежели мир реальный.
В системе рационального познания различают следующие ступени познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Первые три ступени относятся к чувственному уровню познания, вторые три — к абстрактно-теоретическому. Цель познания — поиск истины как совокупности сведений, бесконечно приближающих отражение изучаемого (познаваемого) объекта в сознании познающего субъекта к сущности объекта. Нельзя забывать, что на каждом этапе познания истина выступает как относительный, незавершенный, меняющийся образ познаваемого объекта. В силу этого принципиально невозможен результат, завершающий процесс познания.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 277-282.