Санкхья (Кузнецов)
САНКХЬЯ (санскр. — число, счет, размышление, букв.: исчисление основных принципов бытия) — индуистская философская школа (астика) индийской философии, одна из шести даршан. Традиционно основателем С. считается древний мудрец Капила (VI в.), хотя его сутры до нас не дошли. В отличие от других даршан первые изложения ряда важнейших положений С. (так называемая протосанкхья) более древнего происхождения, ибо содержатся уже не только в смрити, но даже в шрути: упанишадах, эпосе, особенно в Бхагавадгите, «Мокшадхарме», «Анугите», «Законах Ману», а также в источниках буддизма и джайнизма. Своего наиболее полного развития С. достигает в классический период (III—XI вв.) в трактате Ишваракришны «Санкхья-карика» и комментариях к ней Гаудапады «Санкхья-карика-бхашья», Вачаспати Мишры «Санкхья-таттва-каумуди», Нараяна Тиртхи «Санкхья-чандрика» и др. Поздняя С. (XIV—XVI вв.) представлена в работах Анирудхи, Виджнянабхикшу и др., в которых она сближается с ведантой и фактически растворяется в ней. С. является теоретическим фундаментом философии йога.
Классическая С. признает два вечные и независимые друг от друга первоначала: а) пракрита (или прадхана) — природа, материя, первопричина и субстанция всего возникающего из нее многообразия реальной действительности (в том числе Брахман, человек и его психика); б) Пуруша — дух, чистое сознание, присущее каждому индивиду, созерцающее все модификации пракрита, но не участвующее в них и лишь по неведению (авидья) отождествляющее себя с продуктами пракрита и потому вовлекаемое в круговорот мирского бьггия (сансара, дукха), избавление от которого и освобождение — мокша - дает знание истинного учения С. Пракрита описывается как особо тонкая, не воспринимаемая и не проявленная реальность (авьякта), природа которой раскрывается в ходе ее развития или эволюции (вернее, эманаций, трансформаций, модификаций — паринама) в возникшем из нее предметном мире, являющемся ее следствием. В философии С. следствие существует в (или предсуществует потенции) своей причине: такая концепция причинности именуется саткарья-вада. Этим С. отличается от ряда других ее школ (например, ньяи, вайшешики), в которых принимается противо-положная концепция — асаткарья-вада, где следствие мыслится новой реальностью по отношению к своей причине и не заключено в ней целиком. К своему развитию пракрита побуждается взаимодействием трех составляющих и противоборствующих между собой элементов — гун (или качеств): сатгвы, раджаса и тамаса, которые сплетены в ней воедино, наподобие веревок в канате. При-рода этих гун определяется по тройственной природе всех объектов проявленного мира, соответственно саттве, раджасу и тамасу: быть положительным, отрицательным, нейтральным; обладать легкостью (приятностью), активностью (энергией, подвижностью, напряженностью), инертностью (пассивностью, безразличием); доставлять удовольствие, страдание, равнодушие.
Большим своеобразием отличается уче-ние С. об основных этапах эволюции пракрити, в которой духовные, сознательные, психические образования предшествуют материальным, вещественным, физическим. Эта эволюция начинается с «невещественного» ее контакта с Пурушей, что нарушает исходное равновесие в ней трех гун и побуждает ее к бессознательным и бескорыстным трансформациям, проявлениям своих модификаций: будцхи, махат, индрии и танматры образуют внутреннюю тонкую основу эмпирического индивида, его материальную душу (лингам). По незнанию своей полной отчужденности от пракрита Пуруша отождествляет себя с этим лингамом и через это вовлекается в круговорот мирского существования (сансара); но, увидев все модификации пракрита, он осознает свою полную непричастность ей и обретает свое имманентное состояние абсолютной свободы (мокша). Для ее достижения С. настоятельно рекомендует психофизическую практику йоги. Форм модификации пракрита и одновременно категорий бьггия в С. — 24, к ним прибавляется еще одна, 25-я категория С. — Пуруша, играющая решающую роль в ее этике и сотериологии. Категоризация бьггия, таким образом, характеризует С. как рационалистическую доктрину. В гносеологии С. признает три самостоятельных средства познания (прамана): это чувственное восприятие (пратьякша), логический вывод, или умозаключение (анумана), и словесное свидетельство авторитетного источника (шабда), под которым понимается сообщение мудреца (учителя — гуру) или священное писание (веды). Вместе с тем С. не уделяет большого внимания гносеологическим проблемам, принимая основные методологические установки эпистемологии ньяи.
Литература:
Махабхарата. Т. 2—7/ Пер. с санскр., введение, послесловие, примечания Б.Л. Смирнова. Ашхабад, 1956-1963;
Лунный светсанкхьи. «Санкхья-карика» Ишваракришны, «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттва- каумуди» Вачаспати Мишры/Исслед., пер., комм. B. К. Шохина. М., 1995;
Сутры философии санкхьи / Исслед., пер. с санскр., комм. В.К. Шохина. М., 1997;
Аникеев Н.П.О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. C. 128-198;
Jacobi Н„ Garbe R. Die Samkhya-Philosophy (2 Aufl.). Lpz., 1917/ Gottinger Gelerte Anzeigen. 1919, Jarg. 181;
Chakravarty P. Origin and Development of the Samkhya System of Thought. Calcutta, 1951;
Sen Gupta A. AClassical Samkhya. Patna, 1969;
Frauwallner E. Die Erkenntnislehre des klassischer Samkhya-Systems /Wiener Zeitschrift fur die Kunde Sudund Ostasiens.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 481-482.