Пифагореизм (Кузнецов)
ПИФАГОРЕИЗМ — древнегреческое религиозно-философское учение, получившее название от имени его основателя Пифагора (VI—V вв. до н.э.). Доксографы указывали на связь П. с египетскими верованиями и обрядами, вавилонскими мистериями, с зароастрийским культом. Под собственно П. понимают ранний П., который берет свое начало с момента основания в Кротоне пифагорейского союза, представлявшего собой одновременно религиозную общину, философскую школу и политическую партию. Союз состоял из «математиков», т.е. ученых, и «акусматиков» — слушателей учителя. Реконструкция учения раннего П. затруднена. Во-первых, потому, что учение это было «закрытым» (первое письменное изложение пифагорейской доктрины представлено у Филолая — современника Сократа), во-вторых, — из-за обилия псевдопифагореистических трактатов.
Основным направлением исследований раннего П. была философия числа. В отличие от ионийцев пифагорейцы обращали внимание не на стихии, а на арифметические и геометрические структуры, лежащие в основании мира. Числовой подход распространялся ими не только на материальный мир, но и на область божественного и нравственного. Считается, что именно пифагорейцы назвали универсум космосом, т.е. порядком, в основе которого лежит число. Небеса, вращаясь согласно числовой гармонии, производят «божественную музыку сфер». Музыка благотворно воздействует на душу, помогая ее восхождению к высшим областям бытия. Музыка, философия и медицина в П. почти отождествляются как средства очищения души и тела. В П. проповедовался аскетизм в античном смысле этого слова, а также было разработано учение о душе, проходящей через непрекращающийся круг перерождений.
Литература:
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989;
Gorman P. Pythagoras. ALife. L.. 1979;
Guthriew W.K.C. A history of Greek philosophy. Vol. 1. Cambridge, 1971;
Thesleff H. (Ed.) The Pythagorean texts of the Hellenistic period. Abo, 1965.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 417.