Неотомизм (Кузнецов, 2007)

НЕОТОМИЗМ (лат. neo - новый и thomismus — томизм, учение Фомы Аквинского) — влиятельное течение в философии католицизма, уходящее своими корнями в схоластически интерпретированный Фомой Аквинским (1225 или 1226—1274) аристотелизм. В широком смысле термин «Н.» нередко употребляется для обозначения неосхоластики в целом, в узком — для обозначения возрожденного во второй половине XIX в. и радикально обновленного в XX в. томизма. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии — системностью, синтетичностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, Н. достаточно конструктивно реагирует на многообразные феномены культуры. Не отрицающий значения частных наук, признающий в определенных границах роль эмпирического знания, использующий постулаты рационализма и одновременно ставящий их на службу теологии, Н. был провозглашен энцикликой Льва XIII (1810-1903) «Aeterni patris» («Отцу вечному», 1879) вечной и единственно истинной философией. Основными центрами Н. являются Институт св. Фомы в Лувене (Бельгия), Католический университет в Фрибурге (Швейцария), Академия Альберта Великого в Кельне, католические институты в Париже, Лионе, Лилле, Турине и др. Видные представители Н. — Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер, И. Бохенский, Г. Манзер, И. де Фриз и др.

Краеугольным камнем Н. является учение о гармонии веры и разума, утверждающее, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом — через Откровение, божественное слово. Согласно Н., существуют три формы постижения истины: наука, философия и теология. Низшая из них — наука; она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия — более высокая ступень рационального знания. Будучи наукой о высших причинах вещей, философия вместе с тем является учением о первой высшей причине и в этом смысле смыкается с теологией.

Согласно утверждению неотомистов, рациональное знание ценно, ибо позволяет более полно понять истины Откровения. Посредством «света разума» Н. обосновывает такие догматы, как существование Бога, бессмертие человеческой души. Но есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы боговоплощения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере. В целом принцип гармонии веры и знания сводится к следующему: истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог является творцом и Откровения, и разума.

Предмет и основная категория онтологии неотомизма. Дать определения бытия, согласно Н., невозможно, оно — лишь «абсолютно первое понятие», о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой — как Бог. Поэтому онтология Н. выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. «Бытие в мире» состоит из потенции (она же возможность, или «чистое бытие») и акта (действительности). Потенция означает возможность изменения или становления чего-то определенного, в то время как акт — реализация потенции. Структура бытия зависит от божественной первопричины, определяющей нисходящую иерархию причин: материальную, формальную, действующую, целевую. Первые две причины находятся в самих вещах, последние — вне их. Материальная причина, как всякая материя, лишена качественной и количественной определенности; формальная выступает как принцип обретения материей конкретной определенности; действующая означает определенную субстанцию в виде материи и формы, вызывающую какое-либо движение, а затем и возникновение чего-то нового; целевая определяет способ реализации действующей причины, она свидетельствует о направленности Божьего плана.

Многообразие окружающего мира Н. объясняет с помощью идеи гилеморфизма или спецификой соотношения материи и формы. Материя — метафизически понятая возможность, форма — действительность. Материя — это неопределенная, бесформенная и пассивная, неспособная к самодвиженнию и самосуществованию потенция. Чтобы стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность и вообще существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее. В результате действия указанных выше четырех причин форма конституирует содержание — субстанцию.

В гилеморфическом истолковании все сотворенное Богом образует так называемую иерархию бытия. Первые объекты, характеризующиеся материей и формой, — минералы. Над неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров «чистых духов» — ангелов. Человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая бессмертная душа – это форма, определяющая бытие человека. Она более благородный элемент, нежели телесная организация, поскольку принадлежит Богу. Вопрос о соотношения бытия Бога с сотворенным им бытием неотомисты решают посредством учения об аналогии Бога и мира. Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналоги. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определенное представление о свойствах Бога.

Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом — сущность вещи: форма, идея. Таким образом, человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них нематериальные сущности. Более того, поскольку инертная и лишенная формы материя не есть объект изучения, то непременным условием процесса познания является освобождение от материи (дематериализация формы). Механизм познания выражается в том, что в результате воздействия «внешних бытий» на органы чувств человека у последнего возникают чувственные подобия вещей, являющиеся посредниками между человеком и вещами. На основе данных форм человек конструирует образы вещей, понятия, являющиеся конечным результатом познания. Указанный посредник освобождает форму от материи, и сущность вещи в неотомистском понимании становится доступной человеческому разуму, разум может воспринимать нематериальную форму вещи. В этом смысле рациональное познание Н. предстает как своего рода приобщение к «разуму Бога».

Вплоть до II Ватиканского собора (1962— 1965) Н. выступал как единственная философская основа не только теории бытия и теории познания, но и социального учения католицизма. Однако уже на первых сессиях собора многие теологи выступили с критикой Н., ставшего, по их мнению, тормозом на пути католицизма к обновлению, к использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Н., который существует ныне и признается официальной церковью, превратился в «ассимилирующий Н.», т.е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи экзистенциализма, феноменологии, позитивизма и структурализма.

Литература:

Гараджа В.И. Неотомизм—разум—наука. М., 1969;

Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история. М., 1988;

Кузмицкас Б. Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982;

Овсиенко Ф.Г. Проблема человека в философии католицизма. Киев, 1986;

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987;

Красников А.А. Методология современного Неотомизма. М., 1993;

Copleston F. Aquinas. L., 1957; Vries J. de. Grundbegriffe der Scholastik. Darnstadt, 1980.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 355-357.

Понятие: