Понятие

...Философские понятия — дух, материя, субстанция и т. п. — суть
«идолы и фетиши познания», порождённые трудовыми отношениями
в определенную эпоху и не имеющие смысла за её пределами


Богданов А.А. 
«Очерки по философии марксизма», СПБ, 1908, с. 215—242
.

 

 

Понятие/предпонятие

ПОНЯТИЕ/ПРЕДПОНЯТИЕ (Conception/Preconception). Соотношение между антиципацией переживания (например, груди) и его реализацией, в случае которой понятие возникает в результате трансформации предпонятия. Предпонятия могут быть либо унаследованными (врожденными в смысле платоновской “идеи”), либо приобретенными на основе предыдущего опыта.

Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.

Понятие (в логике)

ПОНЯТИЕ – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы». Понятие (наряду с суждением и научной теорией) – одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека. В естественном языке понятия выражаются посредством описательных терминов вида «объект из универсума (рода) U, обладающий признаком А» (первую часть этой конструкции называют родовым термином, а вторую – видовым отличием)...

Понятие (Ивин, 2004)

ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. Понятиями являются, например, «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать понятиями, и теми, которые не относятся к ним, не существует. «Астрономия» уже с античности является достаточно оформившимся понятием, в то время как «сила тяготения» до И. Ньютона вряд ли могла быть отнесена к понятиям...

Понятие (Лопухов, 2013)

ПОНЯТИЕ — отображение сущности определенного класса предметов или явлений в некоем слове, знаке, символе. Понятие несет в себе обобщенную информацию об определенном классе предметов, явлений, т. е. понятием обозначается не конкретный предмет, а общие свойства предметов (право, монополия, человек, государство, гуманизм и т. д.). Владея понятиями, человек в состоянии перейти от чувственного опыта и созерцания конкретных вещей к абстрактному мышлению, т. е. глубже проникнуть в суть существующего и происходящего.

Образование понятий

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ - термин, введенный в философский лексикон Риккертом. Обозначает, по мысли Риккерта, ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология. Так, формальные особенности целей, которые преследует познающий субъект, выстраивают два вида О.П. Первому виду принадлежит генерализирующее образование, отвечающее духу естествознания. Возникает оно из интереса разума фиксировать повторяющиеся явления и процессы, т.е. общие феномены, хотя ничто на самом деле в точности не повторяется.

Видовое понятие

ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, которое отображает существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Видовое понятие - подчинённое понятие, входящее в состав др., более общего понятия, которое называется родовым. Так, понятие «человек» - видовое понятие по отношению к понятию «млекопитающее», которое является родовым по отношению к понятию «человек». Всем объектам, отображённым в видовом понятии, присущи все признаки родового понятия, но вместе с тем им присущи свои видовые признаки, отличающие их от объектов др. видов, входящих в данное родовое понятие.

Образование понятий

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ — термин, введенный в философский лексикон Г. Риккертом. Обозначает, по мысли Риккерта, ту особенность понятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно отражается специфическая телеология. Так, формальные особенности целей, которые преследует познающий субъект, выстраивают два вида образования понятий. Первому виду принадлежит генерализирующее образование, отвечающее духу естествознания. Возникает оно из интереса разума фиксировать повторяющиеся явления и процессы, т. е. общие феномены, хотя ничто на самом деле в точности не повторяется.

Понятие (Конт-Спонвиль, 2012)

ПОНЯТИЕ (NOTION). Абстрактная или обобщенная идея, чаще всего рассматриваемая как данность языка или мышления. Этим понятие (которое даже этимологически не требует труда для познания или распознания, т. е. понимания) отличается от концепта (который вначале нужно осмыслить). Концепт есть результат умственных усилий; понятие — скорее условие этих усилий. Концепт может служить инструментом, но вначале он должен быть создан. Понятие — скорее материал или отправная точка размышления. Концепт принадлежит сфере науки, в частности философии; понятие — всеобщее достояние.

Понятие (Фролов, 1991)

ПОНЯТИЕ — одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. П. называется также мысль, представляющую собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, растения, общественно-экономические формации и т. п.) могут обобщаться в П. по разным совокупностям признаков. П.

Операциональные определения

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ — определения путем указания той экспериментально воспроизводимой операции, объективный результат которой непосредственно доступен эмпирическому наблюдению или измерению. Чаще всего служат средством частичной эмпирической интерпретации научных понятий. Простейший пример: «Если в некоторую жидкость погружена лакмусовая бумажка, то жидкость является щелочью в том и только в том случае, если лакмусовая бумажка синеет».

Страницы

Subscribe to RSS - Понятие
Яндекс.Метрика