Патристика (Фролов)

ПАТРИСТИКА — совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2—8 вв. (отцов церкви), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Первый период П.— апологетика (2—3 вв.): оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита христианства от его многочисленных врагов; главная проблема — отношение к языческой философии и культуре. Татиан, Теофил, Тертуллиан, Арнобей считали их «творением дьявола», а Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций стремились показать совместимость христианства и языческой мудрости. В философском плане ранняя П. характеризуется большим влиянием на нее стоицизма (Стоики), значительно меньшим — разных форм платонизма (Платон, неоплатонизм). К концу 2 — началу 3 в. относится спор апологетов (Ириней, Ипполит и др.) с гностиками (Гностицизм), наиболее значительные мыслители этого периода: Тертуллиан, Климент и Ориген. Последний — создатель первой философско-теологической системы христианства (впоследствии отвергнута церковью). Второй период— классическая П. (4—5 вв.) — формирование мировоззренческого и теолого- догматического стандарта средневековой христианской мысли. Классическая П. усваивает большое число неоплатонических идей. Наиболее острые проблемы: тринитарная (единство и троичность бога); христологическая (сочетание в Христе двух природ — божественной и человеческой); антропологическая (вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления). В классической П. различают два потока: греческий (Афанасий Александрийский, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин и Григорий Нисский) и лат. (Амвросий Медиаланский, Иероним Стриданский, Августин). Влияние этих мыслителей на протяжении всего средневековья было огромным. Церковь восприняла именно их трактовку Никей ского символа — конфессиональной основы христианской веры. В философском отношении наиболее богатыми являются системы Григория Нисского на Востоке и Августина — на Западе. Во второй половине 5 в. появилось сочинение Псевдо-Дионисия Ареопагита (Ареопагитики), также оказавшее большое влияние на средневековую философию. Заключительный период П. (6—8 вв.) — стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией. Греческие мыслители этого периода — Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин; западные — Боэций и Кассиодор.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 335.

Понятие: