Ареопагитики

Ареопагитики (РИЭ, 2015)

АРЕОПАГИТИКИ — сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту, знатному афинянину, члену афинского Ареопага, жившему в 1 веке н. э. Дионисий Ареопагит был обращен в христианство апостолом Павлом (Деяния Апостолов 17.34); согласно Евсевию, стал первым епископом Афин и погиб во время гонений Диоклетиана в Галлии, куда был послан на проповедь папой Климентом. Дионисию приписывали 4 трактата: «Об именах Божьих», «О мистической теологии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и 11 посланий.

Ареопагитики (Фролов, 1991)

АРЕОПАГИТИКИ — собрание четырех трактатов («О божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Таинственное богословие») и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся полумифическому сподвижнику апостола Павла и первому христианскому епископу Афин 1 в. н. э. Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свода соч.), авторство которого было впоследствии оспорено. В А. заметно сильное влияние неоплатонизма, которого еще не было в 1 в. В А. дано развитое церковное учение, которого тоже не могло быть в 1 в. До середины 5 в.

Ареопагитики (Кузнецов, 2007)

АРЕОПАГИТИКИ — название, принятое для известного в науке Corpus Dionysiacum Areopagiticum, корпуса текстов Псевдо-Дионисия Ареопагита (греч. …)? — член Ареопага, древней судебной коллегии в Афинах). Включает в себя четыре трактата: а) «О небесной иерархии» («…»); б) «О церковной иерархии» («…»); в) «О божественных именах» («…»); г) «О мистическом богословии» («…»), а также собрание 10 писем догматического содержания, четыре из которых адресованы «терапевту Гайю» (ср.: Рим. 16,23; 1 Кор. 1,14), девятое направлено к Титу, а десятое — «Иоанну Богослову... в изгнании на острове Патмос». Другие письма также имеют надписания или фрагменты текста, свидетельствующие о желании автора выдать себя за обращенного ап. Павлом члена афинского ареопага (см.: Деян. 17, 34), ставшего, по преданию, первым афинским епископом. В тексте имеются ссылки и на другие сочинения этого автора: «Об ангельских свойствах и чинах», «О душе», «О праведном и о божественном оправдании», «О божественных гимнах», «Об умопостигаемом и постигаемом чувствами», «Богословские очерки», «О символическом богословии», «О справедливом и божественном суде» — однако они не сохранились...

Ареопагитики (Филатов, 2011)

АРЕОПАГИТИКИ — сочинения религиозно-философского характера, включающие трактаты «О божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Мистическое богословие» и десять писем. Ареопагитики подписаны именем первого афинского епископа Дионисия Ареопагита (отсюда название). Идеи Ареопагитик о непознаваемости и неизреченности Божественного существа, об излиянии его в материю в виде световых эманаций, убывающих по мере удаления от Божества и угасающих во мраке и небытии материи, о восхождении к Божеству путем сверхразумного экстаза, о триедином строении мира и Церкви оказали большое влияние на религиозно-философскую мысль Византии и Запада. С XIV в. Ареопагитики получили распространение в России.