Я

Я и не-Я

Я И НЕ-Я – основные, исходные понятия идеалистической философии Фихте, выражающие отношение самосознания ко всякой иной, отличной от него реальности. Декарт, впервые сделавший понятие «Я», «самосознания» отправным положением своей философии, полагал, что внешний мир и все представления о нем могут быть подвергнуты сомнению, но при этом остается абсолютно достоверным существование сомневающегося, мыслящего Я. Как показал Кант, Декарт заблуждался, утверждая, что самосознание (Я) существует безотносительно к восприятию внешнего мира.

Я (НФЭ, 2010)

Я – непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни. Я воспринимаю себя как центр моего сознания, как то, кому принадлежат мои мысли, желания, переживания. В то же время Я – это единство моей индивидуальной биографии, это то, что гарантирует мою само-идентичность. Наконец, Я – это то, что управляет моим телом, это инстанция, обеспечивающая свободное принятие моих решений и несущая ответственность за их осуществление и последствия.

Я (Эго) (Лопухов, 2013)

Я (ЭГО) — фундаментальная категория философской концепции личности, выражающая осознанную самоотождествлённость человеческого индивида. Если для архаических культур характерна неразвитость Я как социокультурного явления, то в зрелых культурах феномен Я оформляется и приобретает опр. статус. Важнейшими вехами становления идеи и феномена Я в европейской культурной традиции явились: космологическая трактовка человека в античной культуре (человек, т. е.

Я (Грицанов, 1998)

Я - фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом - совпадает с антропосоциогенезом. И если для архаических культур характерна неразвитость Я как социокультурного феномена (наиболее яркое проявление которой - неконституированность в соответствующем языке местоимения первого лица единственного числа: наличие нескольких неэквивалентных контекстно употребляемых терминов или его отсутствие вообще, как в древнекитайском языке вэньянь, носители которого обозначали себя именем конкретного социального статуса или выполняемой ситуативной роли), то в зрелых культурах феномен Я эксплицитно артикулируется и обретает приоритетный статус (англ. "I", пишущееся с большой буквы)...

Я (Конт-Спонвиль, 2012)

ЭГО (EGO). Я, чаще всего рассматриваемое как объект сознания. Не столько то, что я есть, сколько то, чем я себе кажусь; не столько Я в именительном падеже, сколько в косвенных («Я себя знаю», «Мне грустно» и т. д.); не столько трансцендентальный субъект, как полагал Гуссерль, сколько трансцендентный объект безличностного сознания, как считал Сартр («Трансцендентность Эго», Выводы: «Эго — не свойство сознания, а его объект»; см. также «Бытие и ничто»), Сможет быть субъектом мысли лишь в той мере, в какой мысль допускает, что у нее есть субъект; поэтому Я — это ничто.

Я (Подопригора, 2012)

«Я» — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную само-тождественность индивида. Становление «Я» в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом — совпадает с антропосоциогенезом. И если для архаических культур характерна неразвитость «Я» как социокультурного феномена (наиболее яркое проявление которой — неконституированность в соответствующем языке местоимения первого лица единственного числа: наличие нескольких неэквивалентных контекстно употребляемых терминов или его отсутствие вообще, как в древнекитайском языке вэнъянь, носители которого обозначали себя именем конкретного социального статуса или выполняемой ситуативной роли), то в зрелых культурах феномен «Я» эксплицитно артикулируется и обретает приоритетный статус (англ. «I», пишущееся с большой буквы). Важнейшими вехами становления идеи и феномена «Я» явились в европейской культурной традиции космокритериальная трактовка человека в античной культуре («человек есть мера всех вещей», по Протагору)...

Эго (Подопригора, 2013)

«ЭГО», «Я» (в психоанализе) — сфера личности, характеризующаяся внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. 3. Фрейд трактовал Эго как «особую дифференцированную часть Оно, которая происходит от первых объектных привязанностей Оно, т. е. от комплекса Эдипа», связанную с сознанием и олицетворяющую «то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащим страсти».

«Я» свое (Конт-Спонвиль)

«Я» СВОЕ (SOI). Субъект, рассматриваемый как нечто объективное. Противоречие, заложенное в этом понятии, затрудняет его понимание, если таковое вообще возможно. Буддизм учит, что никакого «эго» нет, ни во мне (атман не существует), ни во всем сущем (брахман не существует). Есть только состояния и процессы, каждый из которых чем-то обусловлен и лишен постоянства. Это значит, что субъект является не субстанцией, а историей. Не сущностью, а акцидентом. Не принципом, а результатом, всегда эфемерным. Мне кажется, что именно в этом духе мыслят все наши гуманитарные науки.

Я (Конт-Спонвиль)

Я (MOI). Субъект, рассматриваемый как объект, общее наименование «эго». Тем самым Я одновременно есть объект (или процесс), принимающий себя за субъекта. Я — не субстанция и не бытие; оно не находится «ни в теле, ни в душе» (Паскаль, «Мысли», 688-323); оно есть всего лишь совокупность приписываемых ему качеств или иллюзий, питаемых человеком относительно самого себя.

Я (Фролов)

«Я» (в философии) — духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным «я» обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки совестным судом и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя «я» в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого «я». Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем.

Страницы