Жэнь

Жэнь (НФЭ, 2010)

ЖЭНЬ (кит., букв. — гуманность, человечность, милосердие, доброта) — одна из основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1) морально-психологический — «[родственная] любовь/жалость к людям» (ай жэнь), стоящая в одном ряду с «долгом/ справедливостью» (и), ритуальной «благопристойностью» (ли), «разумностью» (чжи), «мужеством» (юн); 2) социально-этический — совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу; 3) этико-метафизический — симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Этимологическое значение жэнь — «человек и человек» или «человек среди людей». Хотя иероглиф «жэнь» в значении «доброта правителя к подданным» присутствует в современных текстах доконфуцианской классики, канонизированной конфуцианцами («Шу цзин», «Ши цзин»), возможно, он был не только тер- минологизирован, но и искусственно создан Конфуцием, а затем включен в указанные тексты...

Жэнь (Кузнецов, 2007)

ЖЭНЬ (гуманность, человеколюбие, взаимность) — категория классической китайской философии, предположительно введена Конфуцием, а его последователями включена в конфуцианизированную классику (см. Уцзин). У Конфуция Ж. выступает в качестве интегративного качества совершенной личности. Он определял Ж. как любовь к людям (Лунь юй, XII 22); «только обладающий гуманностью/ социальностью может [с должным основанием] любить людей и ненавидеть людей» (Там же, IV 3). Достижение гуманности требует «преодоления себя и возвращения к [этико-ритуальной] благопристойности» (Там же, XII1). Гуманность противостоит внеморальному знанию (чжи) (Там же, IV 21), а ее реализация связана с осуществлением «золотого правила морали»: «Гуманный в чем желает утвердиться сам, в том утверждает других, чего желает достичь сам, в достижении [того содействует] другим» (Там же, VI 28)...