Трансцендентальная философия

Трансцендентальная философия

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (die Transzendentalphilosophie) — более узкое обозначение для трансцендентализма; оба термина употребляются, однако, и как синонимы. Трансцендентализм есть 1) обозначение теоретико-познавательной позиции; 2) краткая форма для обозначения т. н. американского трансцендентализма; 3) характеристика взглядов ряда философов (трансцендентализм Канта, Гуссерля и т.

Немецкая трансцендентально-критическая философия

НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — этап в развитии немецкой и западноевропейской философской мысли с середины XVIII до первой трети XIX в., представленный именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В отечественной историко-философской традиции за этим периодом закрепилось в качестве устойчивой квалификационной метки название, данное еще Ф. Энгельсом, — «немецкая классическая философия», в котором было имманентно заложено идеологически ангажированное толкование ее места, роли и значения в качестве непосредственного теоретического источника марксизма в области философии.

Трансценденталисты

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ — группа философов-идеалистов и писателей в США, основавшая в 1836 году Трансцендентальный клуб. В группу входили Эмерсон, Дж. Рипли (1802—1880), Т. Паркер (1810—1860), М. Фуллер (1810-1850), Торо и другие трансценденталисты подчеркивали свое отрицательное отношение к сенсуализму и свою связь с философией Канта и Фихте, Якоби и Шлейермахера. Глубокое влияние на их мировоззрение оказали воззрения Платона, вост. мудрость, этико-социальные идеи американского пуританизма, английских поэтов-романтиков «озерной школы» (С. Колридж, У. Вордсворт), Руссо и Карлейля.

Трансцендентальная философия

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (нем. Transzendentale Philosophic) - название кантовской метафизики. Главная задача Т.ф. — исследование возможности, объема и границ априорных синтетических познаний. Иными словами, Т.ф. имеет дело не столько с вещами, сколько со способами нашего познания вещей. Кант различает Т.ф. и критику чистого разума. Критика, не углубляясь в детали, излагает принципы априорных синтетических познаний и, таким образом, содержит остов и «идею» Т.ф.