Теодицея

Теодицея (Новиков, 1987)

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theos - бог и dike - право, справедливость; буквально - богооправдание) - религиозно-философское учение, цель которого доказать, что существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о боге как абсолютном добре. Впервые понятие теодицея встречается у немецкого философа-идеалиста Лейбница (1646-1716), рассматривавшего мир как «совершенное творение», считавшего зло благом для человечества, неразрывно связанным с добром. В ряде философских систем зло выступает как ниспосланное богом испытание для людей с помощью которого укрепляется их дух, их вера в бога.

Теодицея (Ильичёв, 1983)

ТЕОДИЦЕЯ (франц. theodicee, от греч.  εός — бог и δίκη — справедливость), «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божеств. Управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом тёмных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в одноименном трактате (1710, см. «Теодицея»).

Исторические формы теодицеи целесообразно рассматривать в свете идеи о расширении «ответственности» бога за мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-римской мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности...

Теодицея (Маслин, 2014)

ТЕОДИЦЕЯ (от греч, theos - Бог и dike - справедливость) - оправдание Бога, попытка примирить существование зла и несовершенства в мире с благостью, премудростью, всемогуществом и правосудием Творца. Стремясь доказать абсолютность добра и относительность зла, теодицея объясняет несовершенство мира или последствием человеческой свободы и грехопадения, или особым промыслом Божьим, ведущим человека к спасению. Термин «теодицея» введен Г. В. Лейбницем, объяснявшим зло как необходимую ступень разнообразия совершенства в предустановленной гармонии мира.

Теодицея (НФЭ, 2010)

ТЕОДИЦЕЯ (франц. theodicee, от греч. θεός — бог и δίκη — справедливость) — «оправдание бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею «благого» и «разумного» божеств, управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введен Г В. Лейбницем в одноименном трактате (1710). Исторические формы теодицеи целесообразно рассматривать в свете идеи о расширении «ответственности» Бога за мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно- анимистических формах или в греко-римской мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности...

Теодицея (Кириленко, Шевцов, 2010)

ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos — Бог, dike — справедливость) — попытка «оправдания» Бога за существующее мировое зло. Термин «Т.» был введен Лейбницем в начале XVIII в. в трактате «Теодицея». Попытки оправдания Бога или богов возникли много раньше. В древности аргумент оправдания богов сводился к развитию идеи равного воздаяния за совершённое зло, идеи неотвратимого возмездия. Другой формой Т. является идея перевоплощения, реинкарнации, устанавливающая связь между предшествующей жизнью и последующими рождениями (в буддизме и индуизме). В христианстве Т. связана с принципом креационизма, творения мира Богом из ничего. Один из представителей патристики, Августин Блаженный, утверждал, что на Боге нет вины за зло мира, оно есть порождение павшей человеческой воли, это зло имеет моральную природу...

Теодицея (Грицанов, 1998)

ТЕОДИЦЕЯ (фр. theodicee от греч. theos - бог и dike - справедливость) - 1) теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца, с одной стороны, и очевидности того факта, что "мир во зле лежит", - с другой, т.е. проблема оправдания Бога в контексте презумпции несовершенства мира. Если политеизм мог возложить ответственность за мировое зло на игру космических сил (античная религия, например), то уже монолатрия, предполагающая возвышение одного из божеств над остальным пантеоном, практически ставит проблему Т. (например, диалог Лукиана "Зевс уличаемый", датируемый 2 в.). Однако в собственном смысле этого слова проблема Т. конституируется в контексте религий теистского типа, ибо поскольку в семантическом пространстве теистского вероучения абсолютность Бога осмысливается в плоскости понимания Бога как Абсолюта (в строго последовательном монотеизме Бог не только един, но и единственен - как в смысле отсутствия дуальной оппозиции его света с темным богом, так и в смысле демиургичности, творения мира из ничего, что предполагает отсутствие материи как темной и несовершенной субстанции творения), постольку Бог оказывается референтно последней инстанцией, несущей всю полноту ответственности за свое творение...

Теодицея (Конт-Спонвиль, 2012)

ТЕОДИЦЕЯ (THEODICEE). Это слово ввел в обиход Лейбниц, озаглавивший так одну из своих книг: «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла». Вопреки этимологии (dike в переводе с греческого означает «справедливость»), это понятие выражает не столько божественную справедливость, сколько «богооправдание» — своего рода «речь в защиту» Бога. Теодицея ставит своей целью показать, что Бог, как говорил Платон, ни в чем не виноват и существование зла не может служить надежным аргументом против его существования и его доброты.

Теодицея (Фролов)

ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos — бог и dike — право, справедливость) — «богооправдание»; название многих религиозно-философских трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости. В 17— 18 вв. различные «Теодицея» стали целой отраслью философской литературы. Наибольшую известность приобрела «Теодицея» Лейбница (1710), идеи которой язвительно осмеял Вольтер в сатирическом философском романе «Кандид» (1759).

Теодицея (Кузнецов)

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. Θεός - бог, δίκη - справедливость) — оправдание Бога; религиозно-философские учения, пытающиеся соединить идею благого Бога с учением о несовершенстве мира и доказать божественную непричастность к мировому злу. В древности проблемам Т. большое внимание уделяли стоики и орфики, а первым критиком Т. выступил Эпикур, полагающий, что либо Бог хочет избавить мир от зла, но не может, либо может, но не хочет, либо и не хочет и не может (тогда это не Бог), либо и хочет, и может (тогда непонятно наличие зла в мире). В воззрениях Плотина Т. приобретает форму космодицеи — оправдания мира, доказывающей, что отдельные недостатки мироздания лишь увеличивают его совершенство в целом. Сам же термин «Т.» впервые был введен Лейбницем в одноименной работе (1710)...