Смрити

Смрити

Смрити (санскр. smrti, «вспоминаемое», «припоминание», «памятование», «память») — в индийской эпистемологии припоминание и способность к нему, т. е. память. Считается разновидностью знания (видья), хотя и не инструментом его получения (прамана), поскольку касается, во-первых, уже известного объекта, во-вторых, объекта, который в момент припоминания уже не существует, — в этом отношении смрити является репрезентативным, т.е. опосредованным видом познания (савикалъпака, парокша), похожим на логический вывод и словесное свидетельство (шабда), хотя в отличие от них и не являющимся праманой. Припоминание отличают от узнавания (пратьябхиджня): первое касается объекта прошлого, второе — объекта, специфицированного прошлым и настоящим; первое вызвано «отпечатками», второе — контактом органа чувств и объекта...

Смрити (Кузнецов, 2007)

СМРИТИ (санскр.: букв, запомненное с древних времен, предание, традиция) — собрание древнеиндийских текстов, возводимых к отдельным авторитетным личностям и передаваемых от учителя к ученику; включает поздние упанишады, эпосы («Махабхарату» и «Рамаяну»), псевдоисторические сочинения о прошлом — пураны (букв.: древний, прошлый) и итихасы (букв.: так ведь было), дхармашастры — своды законов, в их числе известные «Законы Ману», и различные дхармасутры. Поскольку в относимых к С. сочинениях речь шла о нормах поведения (законах), литература С. называлась также «дхарма» — универсальный закон. На С. писалось много комментариев; содержащиеся в названном комплексе идеи оказали влияние не только на всю индуистскую культуру, но и на многие культуры государств Юго-Восточной Азии.