Табориты

Табориты (Шафаревич, 2014)

Сожжение Яна Гуса в 1415 году дало толчок антикатолическому движению гуситов в Богемии. Более радикальная часть гуситов сделала своим центром хорошо защищенный городок близ Праги, который они называли Табор (Фавор). Сюда стекались проповедники из еретических сект всей Европы: иохамиты (последователи Иоахима из Флори), вальденсы, беггарды. Среди таборитов были широко распространены хилиастические и социалистические теории. Были и попытки практического их осуществления. Приведем краткую характеристику взглядов таборитов на основании сочинений их современников: будущего папы Энея Сильвия Пикколомини, Пшибрама, Вавржинеца (Лаврентия из Бжезина)...

Табориты (Митрохин, 1990)

ТАБОРИТЫ — радикально-демократическое крыло гуситов. Социальную основу «общины таборитской», разместившейся на горе Табор в Южной Чехии (отсюда название «табориты»), составляли широкие слои крестьянства, городская беднота, ремесленники, низшее духовенство, часть мелкого дворянства. Наиболее революционной частью таборитов были так называемые пикарты, возглавляемые Мартином Гуской и другими вождями.

Гуситы (Новиков, 1987)

ГУСИТЫ — участники антифеодального национально- освободительного движения в Чехии, последователи вождя чешской Реформации Яна Гуса (сожжен в 1415 г.). Социальный состав гуситов - крестьянство, плебейские слои города, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. В 1419 году в Чехии началось широкое революционное антифеодальное национально-освободительное движение (Чехия тогда находилась под властью т. н. «священной Римской империи»). Гуситы выступили с требованием секуляризации церковных владений, ослабления политического влияния католической церкви.

Гуситы (Митрохин, 1990)

ГУСИТЫ — участники антифеодальной национально-освободительной борьбы чешского народа в 1-й половине 15 века против феодальной эксплуатации, католической церкви и засилья немецких феодалов. Идеологические и политические предпосылки движения гуситов создали выступления Яна Гуса и его сподвижников. Социальная неоднородность гуситов привела их к расколу на два лагеря. Бюргерско-рыцарский лагерь (среднее и мелкое дворянство, среднее духовенство, богатые ремесленники) выступал за реформы церкви, секуляризацию церковных земель, изгнание немецких феодалов, причащение мирян не только хлебом, но и вином из чаши (отсюда их название— чашники). Крестьянско-плебейский лагерь (табориты) выдвинул более радикальную антифеодальную программу. Раскол среди гуситов, совместное выступление против таборитов бюргерско-рыцарского лагеря и феодально-католической реакции привели к их разгрому. Революционное движение гуситов явилось важной вехой в истории чешского народа, источником его революционных национальных традиций, оно расшатало устои католической церкви, создало предпосылки для Реформации в Европе.