Номинализм

Номиналистическая концепция денег

НОМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕНЕГ — экономическая теория, отрицающая товарную природу денег, рассматривающая деньги как условные знаки, не обладающие собственной, внутренне присущей им стоимостью. Номинализм сформировался в XVII—XVIII веков; его творцы и сторонники не считают деньги всеобщим товарным эквивалентом, а сводят их суть к масштабу цен. Деньги трактуются ими как чисто технический инструмент обмена в противоположность металлической теории. Идеи номинализма распространены и в настоящее время.

Номинализм (Грицанов)

НОМИНАЛИЗМ (лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - (1) - в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. Универсалии); (2) - в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др.

Номинализм социологический

НОМИНАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — теоретическая и методологическая ориентация, сущность которой заключается в том, что источником и единственным субъектом социального объявляются индивид и его действие социальное, в связи с чем отрицается онтологическое содержание понятий, выражающих любое социальное целое (общество, организация, группа и т.д.). В методологическом плане это означает, что исходным элементом социологического анализа признается не социальное образование как самостоятельное целое, а индивид и его социальное действие, из которых должны выводиться характеристики социального процесса.

Номинализм (Кириленко)

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nominalis — касающийся имени) — направление в средневековой схоластике, которое, в отличие от реализма, не признает онтологический (бытийный) статус общих понятий — «универсалий» (Росцелин, Оккам, Буридан, Николай из Отрекура и др.). Согласно Н., общее реально не существует ни в уме Бога, ни в вещах. Существует только единичное, которое не-возможно уловить в сети общих понятий, которыми оперирует человеческий ум. Предпосылки Н. можно обнаружить в воззрениях киников и стоиков, критиковавших платоновское учение о царстве идей. Спор Н.

Номинализм (Подопригора)

НОМИНАЛИЗМ [лат. nominalis — относящийся к названиям, именам]— философское учение, согласно которому общее не имеет никакого онтологического содержания. При этом крайний номинализм отрицал существование общего не только в объективной действительности, но и в уме познающего субъекта, сводя общее только к словам. В отличие от этого, умеренный номинализм, или концептуализм, признавал существование общих понятий в познающем уме. В истории средневековой схоластики номинализм был одним из двух, наряду с реализмом, направлений в решении проблемы универсалий.

Номинализм (Конт-Спонвиль)

НОМИНАЛИЗМ (NOMINALISME). Учение, утверждающее, что общие идеи существуют только в виде слов, которые их обозначают. Это значит, что существуют только индивидуумы, что обобщения (универсалии, как их называли в средние века) существуют только в языке и благодаря языку. Таким образом, номинализм противостоит реализму (в смысле реализма идей, свойственного, к примеру, Платону или Гильому де Шампо (177)), причем это противостояние прослеживается начиная с античности. «Лошадь я вижу, — говорит Антисфен (178), — а вот лошадности не вижу».

Номинализм (Фролов)

НОМИНАЛИЗМ (лат. nomen — имя, название) — направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Номинализм, по словам Маркса, был первым выражением материализма в средние века.

Номинализм (Кузнецов)

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nominalis - относящийся к названиям, именам) — философское учение, согласно которому общее не имеет никакого онтологического содержания, присущего только единичным вещам. Н. — прямая гносеологическая противоположность схоластическому реализму и в значительной мере возникал как реакция на него. Социальные предпосылки Н. — развитие городской жизни и усиление индивидуального начала, противостоящего средневековому корпоративизму. Виднейшим представителем Н. в ранней западноевропейской схоластике был Росцелин.

Subscribe to RSS - Номинализм
Яндекс.Метрика