Мораль

МОРАЛЬ — нравственность, совокупность норм и принципов поведения индивида по отношению к обществу и другим людям, — одна из основных форм общественного сознания.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 379.

 

Социология морали

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ - отраслевая социологическая дисциплина, исследующая социальные аспекты морали. В самом сжатом виде предметом социологии морали является совокупность прямых и обратных связей в системе «общество — мораль». В отличие от других социологических дисциплин до сих пор идет дискуссия о самой возможности изучения моральных феноменов эмпирическими методами, по предмету социологии морали, ее связям с этикой.

Мораль

МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами форм регуляции (правовая, религиозная и др.), М.

Tags: 

Мораль

МОРАЛЬ — нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям; древнейшая форма общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от права исполнения требований мораль санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения).

Tags: 

Мораль (Лопухов)

МОРАЛЬ — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, содержащих в себе определенные нормы, принципы и ценности, регулирующие поведение людей в обществе. К моральным ценностям относятся: достоинство, честь, патриотизм, долг, совесть, справедливость, благородство, великодушие, радушие, снисходительность к чужим недостаткам и высокая требовательность к себе и т. д. Мораль выражает тот эталон должного поведения, должной социальной жизни, с которой постоянно сравнивается реальная социальная жизнь исходя из господствующего, устоявшегося понимания сущности человека.

Tags: 

Мораль (Райзберг)


МОРАЛЬ (франц. morale от лат. moralis — нравственный) — 1) нормы, принципы, правила поведения людей, мотивы их поступков, находящие отражение в сознании человека и его отношениях с другими людьми, с обществом. Поддерживается общественным мнением, культурой, обычаями, историческими традициями, религиозными убеждениями, общечеловеческими ценностями. Представляет основной способ не опирающегося на принуждение нормативного регулирования сознания и поведения человека во всех сферах общественной жизни — труде, быту, политике, семейных, внутригрупповых, межгрупповых, межрегиональных, международных отношениях. Играет важнейшую роль в процессе взаимодействия людей, организаций, социальных групп, стран. Моральные ценности представляют важнейшую составную часть общечеловеческих ценностей, характеризуют цивилизованность, прогрессивность, нравственный облик человека и общества; 2) поучение, наставление, нравоучение.

Tags: 

Мораль (Кириленко, Шевцов)

МОРАЛЬ (лат. mores — обычаи, нравы) — особая культурно-нормативная форма небиологической регуляции человеческих отношений. М. — сложное образование. В ней необходимо различать такие элементы, как моральное сознание, моральные отношения, моральные поступки. Поведение, опирающееся на моральные нормы, и поведение, опирающееся на обычай, на первый взгляд сходны. В самом деле, и М., и обычай регулируют человеческие отношения. Они не институализированы, то есть моральные предписания и обычаи не исходят от какого-то особого учреждения, которое добивалось бы принудительного их исполнения.

Tags: 

Мораль (Конт-Спонвиль)

МОРАЛЬ (MORALE). Совокупность обязанностей, иначе говоря, обязательств и запретов, которые мы добровольно налагаем на себя вне зависимости от ожидаемой награды или наказания и не надеясь ни на что. Представим себе, что нам объявили: завтра наступает конец света. Информация точная и сомнению не подлежит. Политика при этом известии скончается на месте — она не способна существовать без будущего. Но мораль? Мораль в основных своих чертах останется неизменной. Никакой конец света, даже стоящий на пороге, не дает нам права издеваться над калеками, клеветать, насиловать, пытать, убивать, одним словом, давать волю своему эгоизму и злобе. Мораль не нуждается в будущем. Ей вполне хватает настоящего. Она не нуждается в надежде, довольствуясь волей. «Поступок из чувства долга имеет свою моральную ценность не в той цели, которая может быть посредством него достигнута, — подчеркивает Кант, — а в той максиме, согласно которой решено было его совершить». Его ценность зависит не от ожидаемых последствий, а исключительно от правила, в согласии с которым он совершается...

Tags: 

Мораль (Фролов)

МОРАЛЬ (лат. moralitas от moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores — нравы, обычаи, мода, поведение; латинское слово «Мораль» этимологически совпадает с греческим термином «этика» и было образовано по аналогии с ним) — предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.

Tags: 

Мораль (Кузнецов)

МОРАЛЬ (от лат. moralis — моральный, нравственный, этический) — совокупность регуляторов должного поведения, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо. Представления о М. формируются в процессе осмысления правильного поведения, основанного на идеальном понятии долга. Основные различия философских учений о М. определяются пониманием источника М. и содержания морального идеала. По пониманию источника М. различаются концепции: а) натуралистические, выводящие М. из природы человека, представляющие М. как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ламетри, Дарвин, Спенсер, Кропоткин, эволюционная этика); б) социологические (Гоббс, Милль, марксизм, Вебер, Дюркгейм, этнологические теории), трактующие М. как разновидность дисциплинарной установки; в) антрополо-гические (Демокрит, киренаики, Аристотель, Гельвеций, Сартр, Фромм), выводящие М. из природы человека, трактующие М. как неотъемлемое качество человека; г) супранатуралистические (Гераклит, Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно- философская традиция, Тейяр де Шарден), выводящие М. из некоторого трансцендентного источника. По интерпретации идеала различаются учения: а) гедонистические (киренаики, Сад), согласно которым высшей ценностью и целью человека является наслаждение и все обязанности человека в ко-нечном счете подчинены его желанию получать удовольствия..

Tags: