Мимесис

Мимезис (НФЭ, 2010)

МИМЕЗИС (греч. μίμησις), подражание – понятие, широко использующееся в современных исследованиях по массовым коммуникациям, власти, в психоанализе и психотерапии, в эстетике, социологии, антропологии культуры, этологии. Диапазон человеческой способности к подражанию обширен. Можно выделить три наиболее устойчивых типа миметических отношений: 1) инстинктивное, или спонтанное подражание – эволюционно сформировавшаяся, защитно-адаптивная реакция живого существа на внешние раздражения (достаточно упомянуть о подражании детей и животных). Наиболее архаичные и глубинные слои человеческой психики сохраняют следы первоначальной протореакции организма на внешние воздействия (в подавляющем числе негативные)...

Мимезис (Кириленко, Шевцов)

МИМЕЗИС (греч. mimesis) — термин, берущий начало в античной культуре и означающий подражание. Уже Платон использовал понятие мимезис для характеристики художественного творчества, оценивая деятельность художника как производство копии копий. Художник подражает предмету, который сам лишь копия идеи-образца, лежащей в его основе. Поэтому мимезис в лучшем случае искажение, в худшем — обман. Аристотель видит в искусстве подражание вероятное, творение реальности заново, стремление не просто воспроизвести виденное, но создать возможное.

Мимесис (Кузнецов, 2007)

МИМЕСИС (греч. … — подражание, воспроизведение, изображение) - фундаментальное понятие античной эстетики, обозначающее сущность искусства. До Сократа и Платона встречается мало упоминаний о воспроизведении природы художником, скульптором, поэтом. Греки пользовались понятием М., первоначально означавшим не воспроизведение внешнего мира, а его исполнение — оно применялось сначала к танцу (в Дельфийских гимнах и у Пиндара слово «М.» означало танец), позднее к музыке и актерскому мастерству, к так называемым экспрессивным, или миметическим, искусствам. Впервые термин «М.» появился, по всей вероятности, в культе Диониса, где обозначал мимику и ритуальные танцы жрецов. Пифагорейцы считали, что музыка также есть подражание, «подслушивание гармонии небесных сфер», которая наполняет звучанием всю Вселенную. Согласно Демокриту, М. есть основа не только искусства, но и всей человеческой деятельности. Для Платона теория М. служит не только объяснению сущности искусства, но и доказательством его слабости, несовершенства...