Предикабилии

Предикабилии

ПРЕДИКАБИЛИИ (лат. praedicabilia) – логический термин, обозначающий типы предикатов, используемые в суждениях. Аристотель в «Топике» (I ч., 101 в) классифицировал предикаты (сказуемые) по категориям и предикабилиям, рассматривая четыре типа последних – род (genus), вид (species), собственный признак (proprium), случайный признак (accidens). Его комментатор Профирий добавил пятую предикабилию – видовое отличие (differentia). Например, живое существо (род), человек (вид), разумное (видовое отличие), с чувством юмора (собственный признак), брюнет (случайный признак). Предикабилии противостоят единичным именам. И.Кант расширил значение термина. Он называл в «Критике чистого разума» (§ 10) предикабилиями понятия рассудка, выводимые из категорий. Например, из категории причинности выводятся такие предикабилии, как сила, действие и страдание, из категории модальность – возникновение, исчезновение, изменение и т.д.

Предикабилии (Фролов, 1991)

ПРЕДИКАБИЛИИ (лат. praedicabilia) — роды сказуемого в аристотелевской логике. Аристотель насчитывает четыре предикабилии: род, вид, собственный признак и случайный признак. Комментатор Аристотеля Порфирий добавляет к этому перечню видовое отличие. Предикабилии противопоставляются единичным именам, так как последние, в отличие от предикабилий, не могут быть сказуемыми. С учением о предикабилиях у Аристотеля связано учение о родах «сказывания» — категориях (praedicamenta).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 359.

Предикабилии (Кузнецов, 2007)

ПРЕДИКАБИЛИИ (от лат. praedico - извещаю, высказываю) — типы сказуемых в высказываниях. Впервые были введены Аристотелем, который выделил четыре их разновидности: вид, род, существенный (собственный) и случайный (привходящий) признаки. Пятая разновидность П. — видовое отличие — была введена несколько позже Порфирием в его работе «Введение к «Категориям» Аристотеля». В противоположность аристотелевским категориям, которые классифицировали все сказуемые по типам референции, т.е.