Фантазия

ФАНТАЗИЯ (греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 478.

 

Фантазия (в психоанализе)

ФАНТАЗИЯ (в психоанализе). Форма психологической защиты, которая характеризуется тем, что для снижения отрицательных переживаний удовлетворение несбывшихся желаний происходит в воображении. Но при этом — в отличие от сублимации — процесс не фиксируется в каком-либо предмете, т. е. энергия либидо с ним жестко не связывается. Например, человек ощущает желание, страх или агрессию и — с целью получения удовлетворения или снижения напряжения — приходит к выводу, что он должен быть лояльным но отношению к обществу, и проигрывает новые сценарии в своих грезах, получая символическое удовлетворение.

Фантазия (Кондаков, 2007)

ФАНТАЗИЯ (от греч. phantasia — воображение). Элемент воображения, представленный определенным субъективным продуктом, как правило, целостным, включенным в ту или иную ситуацию, который не имеет прямого эквивалента в действительности. В силу того что в образах фантазии находят свое выражение определенные мотивы личности, которые обычно недостижимы в реальной жизни, деятельность по созданию таких образов проходит на выраженном позитивном эмоциональном фоне. Исходно: фантазия — музыкальная пьеса свободной формы, часто на тему народных песен или опер.

Фантазия (Головин, 1998)

ФАНТАЗИЯ — 1. Синоним воображения. 2. Продукт воображения. Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании; для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазия, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.

Фантазия (Барнесс, 2000)

ФАНТАЗИЯ (Fantasy). Фабульная форма сознательных либо бессознательных образных представлений. В теории Кляйн фантазия определяется как форма психического выражения инстинктов, существующая предположительно с самого рождения. С самого раннего детства организованная психическая активность в форме фантазии выражает примитивное отношение ребенка к объектам в аспекте инстинкта, стремящегося к объектным отношениям.

Фантазия (К.Г. Юнг)

Фантазия. Под фантазией я подразумеваю два различных явления, а именно: во-первых, фантазму и, во-вторых, воображающую деятельность. Из текста моей работы в каждом данном случае вытекает, в каком смысле следует понимать выражение “фантазия”. Под фантазией в смысле “фантазмы” я понимаю комплекс представлений, отличающихся от других комплексов представлений тем, что ему не соответствует никакой внешней реальной объективной данности.

Воображение

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. Воображение выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Учитель осуществляет формирование воображения учащихся на всех уроках и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости воображения самого учителя во многом зависит характер его педагогической деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и другими людьми.

Воображение (Рапацевич)

ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) - психический процесс создания новых образов предмета, ситуации, обстоятельств путём перестройки имеющихся у человека представлений. Иначе говоря, В. - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности посредством переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта, способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных.