Адат

Адат (Али-заде, 2007)

АДАТ - обычаи, присущие различным народам. Их возникновению способствуют различные аспекты общественной жизни. Некоторые ученые в области исламского права отводили адату определенную роль в регулировании общественных отношений. Однако при этом оговаривалось, что адат не должен противоречить шариату. Те же адаты, которые противоречат исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых, как об этом говорится в аяте Корана: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: "И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам [поступать] именно так". А ты [, Мухаммад,] отвечай: "Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?"» (7: 28).

Адат (СИЭ, 1961)

АДАТ (араб. - обычай) - обычное право у мусульманских народов, противостоящее духовному праву - шариату. Многие нормы адата сложились в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и т. д.). В образовании и развитии адата важную роль играли решения третейского суда и постановления сходки сельской общины. Различие местных условий обусловило крайнее разнообразие адата. Нормы адата, в известной степени воплощавшие демократического начала, с развитием феодальных отношений утратили свой первоначальный характер и как феодальное право широко использовались для эксплуатации трудящихся.

Адат (РИЭ, 2015)

АДАТ (от араб. адат — обычаи, привычки) — обычное право мусульманских народов, совокупность обычаев и народной юридической практики. Часто адат расходится с законами шариата или замещает их. Правовые нормы создавались и поддерживались на уровне отдельной семьи, клана-тухума (семейный адат), селения, «вольного общества» или ханства (общинный адат). Согласно адату, любое правонарушение причиняет ущерб, затрагивает честь не столько отдельного индивида, сколько того рода, с которым он связан. Субъект права — не индивид, а клан, селение.

Адат (БСЭ, 1969)

АДАТ (араб.- обычай), обычное право у мусульманских народов, противостоящее религиозному праву-шариату. Многие нормы адата сложились в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и т. д.). В образовании и развитии адата важную роль играли решения третейского суда и постановления сходки сельской общины. Различие местных условий обусловило крайнее разнообразие адата. Нормы адата, в известной степени воплощавшие демократического начала, с развитием феодальных отношений утратили свой первоначальный характер и как феодальное право широко использовались для эксплуатации трудящихся...

Адат (Новиков, 1987)

АДАТ (араб. - обычай) - обычное, неписаное (в отличие от шариата) право у ряда народов, исповедующих ислам. Многие нормы адата (кровная месть, побратимство, умыкание невест и т. п.) сложились в условиях господства родоплеменных отношений. Несмотря на то что адат содержит некоторые простые нормы нравственности - уважение к старшим, покровительство и помощь слабым и другие, он играет реакционную роль, так как защищает отжившие патриархально-родовые и феодально-байские отношения, оказывает отрицательное влияние на регулирование в соответствии с нормами гражданского права семейно-брачных отношений, порядок на-следования личного имущества, мешает осуществлению правил и обычаев социалистического общежития. В СССР адат (как и шариат) утратил правовую силу.

Урф

УРФ, адат (араб.) — обычаи, нормы поведения, принятые в определенной местности и определенными этносами и соблюдаемые в силу сложившихся традиций. Большинство исламских мазхабов (религиозно-правовых школ) рассматривают У. в качестве одного из дополнительных источников фикха (сборника исламских правовых норм и правил поведения). Такая система регулирования социальных и правовых отношений, представляющая собой симбиоз местных обычаев и исламских норм, позволила быстро утвердиться мусульманским ритуалам и правилам поведения среди многих народов, этносов, племен, принявших ислам.

Адат (Гогоберидзе, 2009)

АДАТ, урф (от араб, «ада», мн. число «адат» — обычаи, традиции) — этикет, правила поведения, принятые той или иной группой людей или действующие в определенной местности, но строго соблюдаемые на данной территории. Как правило, А. сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в урегулировании торгово-экономических, социальных и особенно брачно-семейных отношений. В качестве синонима адата часто употребляется термин «урф». Некоторые религиозно-правовые школы (мазхабы) рассматривают урф в качестве одного из дополнительных источников фикха по вопросам, не освещенным в Коране и сунне. Однако большинство мазхабов не придает урфу (адату) самостоятельное значение, но соглашается с тем, что некоторые местные обычаи могут быть включены в источники фикха. Термин адат применяется также для обозначения обычного права исламских народов...