РАЗВЯ́ЗКА – заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Она как бы добавляет последние штрихи к характерам действующих лиц (поединок Гамлета с Лаэртом и его гибель в трагедии Шекспира*, смерть Базарова в «Отцах и детях» И. Тургенева*). Содержание и форма Р.<азвязки>** зависят от идейно-эстетических позиций автора. Поэтому трагическая Р.<азвязка>** в литературе социалистического реализма может звучать оптимистически («Разгром» и «Mолодая гвардия» А. Фадеева*, «Репортаж с петлёй на шее» Ю. Фучика*, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского*). Иногда, руководствуясь субъективными взглядами, писатель может придать произведению ложную Р.<азвязку>** (некоторые народные рассказы Л. Толстого*). Р.<азвязка>** может логически вытекать из развития действия («Человек в футляре» А. Чехова*) или носить неожиданный характер («Гробовщик», «Метель» А. Пушкина*, новеллы О. Генри*). Р.<азвязка>** обычно следует за кульминацией, но иногда предшествует другим элементам сюжета. Так, сообщение о смерти Коновалова в одноимённом рассказе М. Горького* предваряет повествование о событиях жизни героя. Г.Б.