Ахимса

Ахимса

АХИМСА (невреждение) — одно из важнейших нравственных понятий и требований, принимаемых почти всеми школами индийской философии (кроме мимансы, признающей кровавые жертвоприношения) и в еще большем объеме и со всей строгостью — джайнизмом. Понимается как отказ от причинения вреда, порчи или ущерба любой живой особи, не только человеку. У джайнов — распространяется и на микроорганизмы. Причинение вреда может быть прямым (телесно осуществленным), опосредованным (приказ или побуждение причинить вред) и сторонним (одобрение вредительского поступка, совершенного другим), что тоже есть нарушение ахимсы...

Ахимса (НФЭ, 2010)

АХИМСА, ахинса (санскр. ahimsa — неубиение) — непричинение вреда всему живому в физическом, ментальном, эмоциональном и моральном планах. Центральная поведенческая норма в джайнизме, существенная в буддизме, важная в индуизме. Вероятно, впервые разработана в джайнизме, где названа первым из великих обетов, необходимых для задержания притока новых карм и исчерпания старых. В буддизме ахимса включена в перечень норм, обязательных для продвижения человека к нирване. В индуизме как норма праведного поведения всегда предписывается в литературе смрити.

Ахимса (Подопригора, 2013)

АХИМСА, ахинса [санскр. — непричинение боли или зла], — этический термин древнеиндийской философии и религии, обозначающий поведение человека, основанное на принципе ненанесения боли и зла. Особенное значение получает в джайнизме.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 35.

Ахимса (Кузнецов, 2007)

АХИМСА (санскр.) — ненанесение вреда живым существам, этический принцип в индийской философии и религии. Идея А. встречается в упанишадах, где говорится о том, что человек, видящий в себе божественное начало Атман, видит его и в других. Брахманские, буддийские и джайнские наставники учили, что жизнь нельзя уничтожать ни мысленно, ни словами, ни действиями. Особенно строгие правила связаны с А. у джайнов. Согласно их доктрине, причиняемое другим страдание лишает душу способности достичь абсолютной чистоты и возвращается к самому вредящему.