Археология знания

Археология знания (СЗФ.ЭС, 2009)

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - термин, использованный М. Фуко в одноименной работе для обозначения своего исследовательского метода. Книга под заголовком «Археология знания» (1969) задумывалась как диалог с самим собой. Остатки этой ранней диалогической версии встречаются и в самом тексте. В опубликованном тексте отражаются исследования М. Фуко 1960-х годах и разрабатываются два важных понятия: дискурс и архив. Дискурс есть речь, и М. Фуко конструирует ее вне связи с субъектом или произведением.

Археология знания (НФЭ, 2010)

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — обобщенное название новой дисциплины и нового подхода к истории мысли и социальных институтов, которые М. Фуко начал разрабатывать в 1960-е гг. (ср. «Рождение клиники: археология взгляда медика» (1963); «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966)), а также его одноименная работа «Archeologie du savoir» (P., 1969; рус. пер.: К., 1996). Археология знания как научная дисциплина не похожа ни на традиционную археологию (изучение общества по материальным остаткам человеческой жизнедеятельности), ни на традиционную историю наук или идей (поиск влияний и преемственностей в мысли). В основу археологии знания Фуко кладет темы, взятые у Фрейда, Ницше, Маркса, но преломленные сквозь призму французской эпистемологии (Г. Башляр, Ж. Кангилем) с ее акцентом на радикальной прерывности в развитии знания...

Археология знания (Грицанов, 1998)

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - философский концепт, наименование нетрадиционной научной дисциплины, давший название одноименной работе Фуко (1969), завершающей первый, так называемый "археологический период" в его творчестве и составляющей своеобразный триптих с работами "Рождение клиники. Археологический взгляд медика" (1963) и "Слова и вещи. Археология гуманитарных наук" (1966). Может быть рассмотрена как рефлексия структуралистских подходов и методов исследования знания над самими собой. Концептуально оформляет А.З.

Археология знания (Кузнецов, 2007)

АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ - особая дисциплина, предложенная французским философом М. Фуко для изучения культуры. Господствующий в XIX—XX вв. аппарат исследований культуры он называет «историей идей» и критикует его основные понятия, к которым относит «значение», «единство», «оригинальность», «творчество». Именно в них историки искали совокупность значений, составляющую сущность культуры. Однако мир постоянно изменяется, и мы лишь определяем границы явлений, чтобы как-то ориентироваться в них. Тем самым нами создается квазиреальность.