Ометеотль

Ометеотль (Баландин, 2007)

Двойственная основа мира, соединение в верховном боге и женского, и мужского начала, позволяет предполагать дальнейшее порождение новых сущностей, новых богов. Правда, двойственность мира предстает более поэтической, чем натуралистической, ибо Госпожа плоти связывается с ночью, звездным небосводом, подземельем, а Господин плоти — с днем, солнечным светом, растительностью и плодородием полей.

В данном тексте говорится о девяти небесах, но чаще всего их насчитывали тринадцать. Согласно верованиям ацтеков, на тринадцатом небе находится владыка мира Ометекутли. Однако в этих более поздних представлениях философские идеи жреца Кецалькоатля выхолощены и упрощены...

Ометеотль/Ометекутли (Дюран-Форе, 2013)

БОГИ-ТВОРЦЫ [у ацтеков]. Основа первотворца была мужской: Ометеотль / Ометекутли, «бог богов»/«владыка богов», и одновремено женской: Омесиуатль, «владычица богов», также называемые Тонатекутли и Тонакасиуатль, «владыка нашей пищи, владычица нашей пищи». Мужская половина сливалась с богами огня, маиса и солнечными божествами. Половина женская сливалась с богинями-матерями и богинями плодородия: Чикомекоатль, «Седьмой змеей», богиней плодородия, и Шочикецаль, «драгоценным цветком-пером», богиней цветов и любви.