Анагогия

Анагогия (НФЭ, 2014)

АНАГОГИЯ (от греч. anago - вести вверх, возводить) - метод православной философии, предполагающий синтетическое (рационально-интуитивное, философско-художественное) познание, исходящее из цели рассматриваемого предмета и синергических (см. Синергизм) намерений мыслящего субъекта. Представляет собой высший уровень библейской экзегетики (объяснения и толкования библейских текстов), направленной на выяснение духовной цели Священного писания. Наибольшее развитие анагогия получила в восточнохристианской традиции, особенно в творениях Григория Нисского и Симеона Нового Богослова.

Анагогия (Кузнецов, 2007)

АНАГОГИЯ (греч. … - вести вверх, возводить) — первоначально термин, означающий «духовное» и «мистическое» осмысление текста Библии на основе религиозного опыта и Боговидения самого интерпретатора. Утвердился в Александрийской школе патристики, получив классическое выражение в творчестве св. Симеона Нового Богослова. В Западной Европе А. стала применяться благодаря усилиям Бэды Достопочтенного. Данте нашел ей в «Пире» независимое от Библии применение к тексту своего произведения «Новая жизнь». В России в святоотеческой герменевтике А. вошла в употребление в середине XVI в. благодаря усилиям Дмитрия Герасимовича и Максима Грека, а во второй половине XVII — первой половине XIX в. А. стала ключевым понятием в философско-богословской мысли ученых монахов св. Тихона Задонского, св. Паисия Величковского, св. Филарета Московского и Платона (Левшина). Их усилия были на-правлены на покаянное самопознание и на выражение антиномичных форм мышления, которые Платон (Левшин) называл «окололичностями». В работах М. Хайдегтера, особенно последнего периода, М. Фуко и Р. Барта наметился путь к «непродуманному», по М. Хайдеггеру, и анагогическому философствованию: без вербализировано выраженных «истин».