Дарвинизм

Дарвинизм – идеологическая концепция, к разработке которой Чарльз Дарвин имеет весьма косвенное отношение. Основные идеи дарвинистской концепции распространяются при финансовой поддержке неких фондов, чьи деньги идут на оплату серий публикаций, посвященных идеологии дарвинизма. Помнится, в начале двухтысячных годов во время работы в «Учительской газете» меня немало удивило странное обстоятельство: в конце почти каждого номера на предпоследней странице публиковалась на правах рекламы (то есть за отдельную плату) очередная статья, пропагандировавшая дарвинизм. В то время в школах вводился соответствующий предмет – основы дарвинизма. Кто и с какой целью оплачивал подобные публикации на правах рекламы? – Нетрудно догадаться. Но тогда меня удивила не пропаганда дарвинизма, а сам факт оплаты за эти статьи. Представляете: повсюду в газетах рекламные «блоки», предлагающие купить книги или диски, подписаться на то или иное издание. И среди всего этого гомона продающих [в храме] одинокий голос, предлагает купить дарвинизм. Очевидно, что органическая общественная идея не нуждается в таком её «втюхивании» населению. С тех пор всем, кто никак не может определиться в своём отношении к дарвинизму, я напоминаю эту ситуацию с платными публикациями в пользу идеологии якобы Чарльза Дарвина.

 

Дарвинизм (Ильичёв, 1983)

ДАРВИНИЗМ, материалистическая теория эволюции органического мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э. Геккель, Л. Долло, В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и др.). Дарвинизм выделяет материальные факторы эволюции — наследственность и изменчивость — и движущие факторы эволюции — естественного отбор для организмов, живущих в природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений.

Социальный дарвинизм (КПС, 1988)

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ - направление в буржуазной социальной мысли конца 19 - начала 20 веков, представители которого биологические принципы естественного отбора (борьба за существование и выживание наиболее приспособленных) переносят на человеческое общество, считая их определяющими факторами. Социальный дарвинизм рассматривает борьбу классов, войны между государствами как „естественные" и „неустранимые".

Социальный дарвинизм (Подопригора, 2013)

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ — направление в социологии 2-й половины XIX века, пытавшееся объяснить эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора и борьбы за существование. Для Социального дарвинизма характерно исследование проблем социального конфликта, столкновение интересов и борьбы социальных групп.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 412.

Дарвинизм (Подопригора, 2013)

ДАРВИНИЗМ [от англ. Darwin] — теория исторического развития (эволюции) живых организмов, основанная на воззрениях английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина (1809-1882); движущими силами эволюции в Дарвинизме выступают наследственная изменчивость и естественный отбор наиболее приспособленных особей, следствием которого является возникновение новых видов; в 20-30-е гг. XX в. сформировалась «синтетическая» теория эволюции, объединившая классический Дарвинизм и достижения генетики, однако полемика по основным проблемам эволюции продолжается.

Дарвинизм (Конт-Спонвиль, 2012)

ДАРВИНИЗМ (DARWINISME). Учение Дарвина и его учеников; способ объяснения кажущейся целесообразности жизни эволюцией видов и естественным отбором, т. е. слепой игрой мутаций, воспроизведения и смерти. Большинство людей из всей теории Дарвина помнят только одно: что человек произошел от обезьяны или что, по крайней мере, обезьяны являются нашими двоюродными братьями. Когда утих шумный скандал, вызванный этим открытием, высказанное Дарвином предположение понемногу стало очевидной истиной, благодаря которой мы, к счастью, снова можем считать себя частью природы.

Социал-дарвинизм (Фролов, 1991)

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ — социологическая теория, рассматривающая в качестве главного двигателя общественного развития борьбу за существование и естественный отбор. Эта теория, распространившаяся в буржуазной социологии в конце 19 в., явилась необоснованной попыткой перенесения из биологии в социологию определенных (и неправильно трактуемых) положений учения Дарвина (Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А. Смолл и др.). Некоторые современные сторонники С.-д. утверждают, что естественный отбор и борьба за существование продолжают действовать в человеческом обществе и по сей день, иные же считают, что естественный отбор в чистом виде действовал здесь более 100 лет назад, но затем в результате успехов в развитии науки и техники борьба за существование ослабла, и создалось такое положение, что стали выживать не только наиболее приспособленные, но также и те, кто в прежних условиях был бы обречен на вымирание. В усиленном размножении этих «неполноценных» пропагандисты таких теорий видят корень почти всех социальных бед. Здесь С.-д. смыкается с расово- антропологической школой в социологии.