Инь и Ян

 

Инь и Ян

ИНЬ ЯН (кит., букв. — темное и светлое) — одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т. д. Этимологические значения инь ян — теневой и солнечный склоны холма или берега реки.

Инь и Ян (Фролов, 1991)

ИНЬ И ЯН — основные понятия древне-кититайской философии. В «Книге перемен» («И' цзин») ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь—ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о ли — абсолютном законе.

Ян и Инь (Грицанов, 1998)

ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра.

Ян и Инь (Подопригора, 2013)

ЯН и ИНЬ — взаимно сопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный, или мужской, принцип Ян и пассивный, или женский, принцип Инь. Представлен в форме круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра.

Инь и Ян (Кузнецов, 2007)

ИНЬ И ЯН (букв.: неосвещенная и освещенная сторона холма) — пара основопо-лагающих категорий китайской философии и культуры, фиксирующая базовую для них классификационную схему и познавательную матрицу. И. и я. соотносятся с бесконечным рядом оппозиций, главными из которых принято считать те, что ассоциативно и иным образом связаны с противопоставлением женского и доминирующего мужского начал: луна — солнце, темное — светлое, пассивное — активное, мягкое — твердое, нижнее — верхнее, внешнее — внутреннее и т.п.