Интеллект

ИНТЕЛЛЕКТ (INTELLIGENCE). Большая или меньшая способность решать проблемы, иначе говоря, способность понимать новое и сложное.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 223

 

Кубическая модель структуры интеллекта

КУБИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (от лат. structures — взаиморасположение и intellectus — ум). Теория структуры интеллекта, разработанная Дж. Гилфордом (Guilford J. P., Hopfner R. Analysis of Intelligence. N. Y., 1971) и построенная на основе факторных исследований. В отличие от теории K. Терстоуна, в которой факторный анализ был средством выявления первичных способностей, в теории Дж.

Интеллект (Кондаков, 2007)

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellects — ум, рассудок, разум). Система когнитивных процессов, которые имеют индивидуальную выраженность. Характеризуется способностью к познанию и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Исследования. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций.

Интеллект (НФЭ, 2010)

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus — ум, рассудок, разум) — в общем смысле способность мыслить; в гносеологии — способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждение, умозаключение; противостоит непосредственным видам познания — чувственному и интуитивному; в психологии — рациональное, подчиненное законам логики мышление; противостоит нерациональным сферам психики — эмоциям, воображению, воле и т. д. В истории философии понятие «интеллект» совершило длительную эволюцию.

Интеллект животных

ИНТЕЛЛЕКТ ЖИВОТНЫХ - высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда др. высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

Интеллект (Рапацевич, 2006)

ИНТЕЛЛЕКТ - система психологических механизмов, обусловливающих возможность строить внутри индивида адекватную модель (картину) окружающего мира и оптимально организовывать своё поведение и деятельность в нём, создавая порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальные потребности с объективными требованиями реальности. Таково самое общее определение понятия интеллект, которое разными авторами определяется по-разному. Обратимся к западноевропейской тестологии, которой в течение столетия принадлежала монополия в изучении интеллекта. Прежде всего предоставим слово В.

Активный и пассивный интеллект

АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - в схоластике высшая и низшая способности (части, стороны или функции) познающего человеческого разума: пассивный разум работает с чувственными данными от отдельных вещей, упорядочивает их, систематизирует, но не может выявить общие идеи (универсалии) в глубине опытных данных; активный разум своим  естественным светом освещает образы вещей и извлекает из них универсальное содержание. По Фоме Аквинскому, активный интеллект необходим для понимания подобно тому, как свет необходим для того, чтобы видеть.

Интеллект искусственный

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ — 1) условное обозначение кибернетических систем и их логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоторых задач, обычно требующих использования интеллектуальных способностей человека; 2) совокупность функциональных возможностей электронно-вычислительной машины (компьютера) решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Этот термин нужно рассматривать как метафору. Фактическое содержание теории искусственного интеллекта составляют теория программирования, включая иногда теорию самих компьютеров...

Интеллект (Шапарь, 2009)

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Иное понятие И. определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и т. д. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется: 1) с системой умственных операций; 2) со стилем и стратегией решения проблем; 3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности; 4) с когнитивным стилем...

Ум или интеллект (Фролов, 1991)

УМ, или ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellects — разумение, понимание, познание, рассудок) — особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложно дифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире. Важнейший источник информации, перерабатываемой и преобразуемой умом, и объект приложения выработанных им знаний, решений и целей — объективный мир.

Интеллект (Кузнецов, 2007)

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) — психическая способность к сознаваемому нестереотипному поиску и узрению адекватных содержанию форм мышления и целесообразных способов поведения, основанных на опыте и знаниях и в то же время имеющих тенденцию к опережению событий и опыта. И. проявляется как конкретная форма единства рациональных созидательных способностей и орудий интеллектуальной деятельности, к которым относятся: память и интеллектуальные орудия труда (технические и информационные средства, методики, научные теории и др.). И.