Институционализм

Институциональный подход

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД - форма и способ научного изучения исторической реальности. Институциональный подход является одной из форм организации мультидисциплинарных исследований в исторической науке, направленных на решение научно-исследовательских задач в рамках ее предметного поля с помощью методологических конструктов и методов других научных дисциплин. Институциональный подход представляет собой систему познавательных принципов, ориентирующих историков на интерпретацию исторической действительности в русле институциональных теорий, разработанных в различных областях социально-гуманитарного знания. В качестве «института» или объекта исследования могут выступать: 1) организации; 2) правила и нормы; 3) модели поведения и социальные практики; 4) когнитивные образы и представления...

Институционализм (Райзберг, 2012)

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Учение возникло в XIX в., его основателями считаются Ф. Симиан и Л. Брокар. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества; субъектом исследований является «человек экономический».

Институционализм (Кузнецов, 2007)

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - одно из ведущих направлений экономики и политологии, изучающее влияние институтов на действия людей в процессе социального взаимодействия. Под институтом понимается регулирующий действия людей комплекс норм, очерчивающих пределы допустимого, в рамках которого может быть множество вариантов выбора, не предписываемого, но и не запрещенного (институт собственности, власти и др.). Другая трактовка института связывает его с группой или объединением индивидов, при этом институт понимается как формальное объединение людей, т.е. организация. Институционализация — процесс, в ходе которого норма или модель поведения становится «ожидаемой» от тех, кто имеет определенный статус в обществе, т.е. становится образцом поведения. Следование нормам поощряется, а несоответствие наказывается. У субъекта, включенного в процесс взаимодействия, происходит интернализация норм, т.е. он будет поступать в соответствии с «ожиданиями» других.