Индетерминизм

Индетерминизм (Рапацевич, 2006)

ИНДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение, которое отрицает либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо её универсальный характер, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). Иными словами, индетерминизм отрицает закономерную причинную обусловленность событий и явлений объективного мира и утверждает, будто в природе и обществе господствует беспричинная случайность, произвол и «свобода воли».

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 263.

Индетерминизм (Конт-Спонвиль, 2012)

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (INDETERMINISME). Всякое учение, отрицающее универсальное значение детерминизма. Сторонники индетерминизма утверждают, что существуют абсолютно индетерминированные феномены, иначе говоря, феномены без достаточных и необходимых причин. Например, у Сартра это свободное действие, у Лукреция — пространственно- временная реализация отклонения (отклонение имеет, разумеется, причину — атом, но эта причина действует в неопределенном месте и времени). Довольно часто индетерминизм полагают условием свободы. Но это условие не достаточно.

Детерминизм и индетерминизм (Фролов)

ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare — определять) — противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме — отрицание причинности вообще). Идеи детерминизма появляются уже в древней философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике.

Индетерминизм (Кузнецов)

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм) — методологическая позиция, отрицающая существование причинных связей (онтологический И.) либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический И.). Методологические основы И. заложил Д. Юм, указавший на возможность мысленного отделения причины от следствия, что проблематизирует объективность существующей между ними связи; в результате соединение причины и следствия оказывается фактом познавательной активности субъекта, формой упорядочения данных, а не элементом действительности. В XX в. И. значительно потеснил детерминизм. Неокантианство ограничило применимость принципа детерминизма сферой «наук о природе». А неопозитивизм под влиянием квантовой физики поставил вопрос о применимости принципа детерминизма уже в сфере естественных наук, поскольку классический детерминизм оказался непригодным для характеристики микромира, поведение объектов которого всегда характеризуется различными видами неопределенности. Ряд исследователей (Б. Рассел, X. Рейхенбах) высказали мнение об отсутствии научной ценности принципа детерминизма…