Молитва

МОЛИТВА — в литературоведении означает определенную форму, которая строится по строгим законам (устанавливаемым той или иной религией), а также предполагает соответствующее культовое содержание.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 177.

 

Молитва в пуническом мире

В пуническом мире было принято молиться в полный голос. И это подтверждается выражением «потому что он услышал мои взывающие к нему вопли» (буквально «крик моих слов»), которое часто встречается в некоторых надписях. Согнув правую руку и обратив ладонь к небу, верующий обращался со своими просьбами к божеству. Он просил, чтобы его выслушали и благословили исполнение его желаний, которые он формулировал. Желания касались главным образом продления жизни, сохранения здоровья, репутации, добрых воспоминаний о нем после смерти, процветания, материального благополучия.

Молитва (Митрохин, 1990)

МОЛИТВА — 1) обращение верующего к богу и к другим сверхъестественным существам с просьбами оказать содействие, ниспослать благо или предотвратить зло; 2) канонизированный текст подобного обращения. Молитва — неотъемлемая часть религиозного культа в буддизме, иудаизме, исламе, христианстве, восходит к древним заговорам и заклинаниям, связанным с верой в возможность воздействовать с помощью слова на сверхъестественные силы. Молитве приписываются чудодейственные свойства. Во многих религиях существуют строгие правила исполнения молитвы.

Молитва (Кириленко, Шевцов)

МОЛИТВА — обращение верующего или священнослужителя к сверхъестественным силам, к Богу с просьбой о ниспослании милости и отвращении зла, с хвалой или благодарностью. В тайне молитвенного делания устанавливается глубокое единство, когда Бог и человек объединяются одной волей и одной жизнью. М. всегда есть акт личного общения с Богом. Ее истоки — в языческой теургии, в магических заклинаниях и вере во всесилие изреченного слова. Первоначально произносимые М. не имели точно установленных формул: содержание просьбы, хвалы допускало импровизационность в форме обращения.

Молитва (Гогоберидзе)

МОЛИТВА — ритуальные действия, которые необходимо совершать, проговаривая определенные тексты, каждому мусульманину пять раз в день. Этому ритуалу предшествует обязательное омовение. Существуют молитвы — прославления Аллаха, молитвы-просьбы, ночные молитвы и т.д.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 143.

Молитва (Конт-Спонвиль)

МОЛИТВА (PRIERE). Беседа с Богом, обычно в виде просьбы. Спрашивается, зачем говорить с Богом, если он и так все знает? И зачем просить его о чем-то, если он лучше нас знает, что нам надо? Молчание выглядит намного достойнее, а по эффективности не отличается от молитвы. Мне возразят, что любимому человеку мы тоже говорим о том, что он и так прекрасно знает, но ему приятно услышать это еще раз. Верно, но любимый человек хочет снова и снова убеждаться, что он любим и желанен. Это уже не молитва, а ласка. Но разве смеем мы ласкать Бога?

Молитва в буддизме (НКА, 1985)

Молитвы, обращенные к бодисатвам, обычно просто механически заучивались верующими, так как язык их (тибетский) оставался непонятным. Кроме молитв, верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающие могли вести „учет" произнесенным молитвам и заклинаниям с помощью специальных четок. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его — верующего — благочестии.

Молитва в иудаизме

Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. Сила молитвы, по представлению верующих, так велика, что с ее помощью можно совершать любое чудо. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Раввины предписывают верующим ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефиллин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с прикрепленными к их основаниям ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллин связан с древним обычаем ношения амулетов, играющих якобы роль сверхъестественных защитников человека...

Молитва в христинастве

Христианская церковь требует от верующих постоянно молиться, ни на день не забывая об этой непременной обязанности каждого христианина. Молитва - это обращение верующих к богу или святым со своими просьбами, нуждами, жалобами в надежде на помощь небесных покровителей. Церковь убеждает людей, что молитва обладает чудодейственной силой, что каждый верующий с ее помощью может быть услышан „наверху" и просьбы его могут быть удовлетворены. Смысл подобных утверждений вполне ясен. Служители церкви рассчитывают, что, обращаясь ежедневно с молитвами к „силам небесным", люди будут постоянно проникнуты мыслью о боге. Ни на день они не должны отрываться от религиозной веры. Это верный путь сохранить в людях веру, а церковникам - паству...

Иисусова молитва (Филатов)

ИИСУСОВА МОЛИТВА — обращение к Иисусу Христу, Сыну Божию с испрошением оставления грехов. Самая краткая ее форма: «Господи, помилуй». Полная форма Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Православные миряне читают ее для противостояния искушению, а монашествующие — для духовного совершенствования и созерцания Бога. Непрестанное творение Иисусовой молитвы является обязанностью каждого монаха, в знак чего постригаемому в монахи вручаются четки.

Иисусова молитва (Концевич)

ИИСУСОВА МОЛИТВА: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Древнейшая христианская молитва. Об этом говорят прп. Исихий Иерусалимский (V в.) и другие древние отцы. На это указывает и И.В. Киреевский в письме (1855) к старцу Макарию Оптинскому. “По причине того, что некоторые из западных отвергают древность этой молитвы (Иисусовой непрестанной), не худо было бы во всех древних отцах указать на те места, которые прямо или подразумительно к ней относятся”. Киреевский находит у Варсонофия Великого (VI в.) в ответе 39-м совет о творении Иисусовой молитвы.