Функционализм

Функциональная школа

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА (или функционализм) - одно из направлений в современной буржуазной этнографии; сформировалась в 1920-х годах 20 века, получив свое название от основополагающего для Функциональной школы понятия «функции», под которой понимается совокупность социально значимых действий, выполняемых каждой структурно определенной частью общества для удовлетворения потребностей, присущих членам этого общества.

Основателем Функциональной школы считается Б. Малиновский, впервые обозначивший термином «функционализм» ("Encyclopedia Britannica", Bd 13, suppl. 1, "Anthropology", Chi., 1926) предложенный им метод исследования общества как структуры, представляющей собой сложную органическую совокупность взаимосвязанных социальных институтов (норм, обычаев, верований и т. д.), причем каждый из них выполняет свою особую, жизненно необходимую для этого общества функцию...

Функционализм (Фролов, 1991)

ФУНКЦИОНАЛИЗМ — концепция, получившая распространение в немарксистской социологии и биологии; охватывает широкий спектр подходов к анализу организации общества, главным в котором считается отношение одной части общества к другой или некоторому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большей социальной системе. Функционализм исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем. Представители функционализма считают, что социальные отношения в обществе на каждом определенном этапе его развития системно взаимодействуют и их можно проанализировать на основе учета социальных фактов и социальных институтов, не прибегая для объяснения к психологическим или историческим факторам. Современный западный функционализм предполагает большие уступки телеологическому (Телеология) принципу. При этом телеологический оценочный подход к стабильности системы отождествляется с научным анализом. В рамках марксизма функциональный подход предполагает выяснение функций одних общественных явлений по отношению к другим в рамках данного общества, а рассмотрение самих функций ведется через призму классовых интересов.