Мудрость

Мудрость (Конт-Спонвиль, 2012)

МУДРОСТЬ (SAGESSE). Идеал успешной жизни, не в том смысле, что ты преуспел в жизни (это всего лишь карьеризм), а в том смысле, что вся твоя жизнь удалась. По мнению древних греков, в этом и заключается цель философии. Вместе с тем мудрость — всего лишь идеал, а потому важно сохранять свою свободу от этого идеала. Истинный мудрец не стремится к преуспеянию ни в чем, его собственная жизнь имеет для него не большее, но и не меньшее значение, чем жизнь любого другого человека. Он довольствуется тем, что живет, и в одном этом находит достаточное основание для довольства. Это и есть подлинная мудрость. «Что до меня, то я люблю жизнь», — говорил Монтень. В этом проявлялась его мудрость. Он не ждал от жизни, чтобы она была приятной (легкой, приносящей удовольствия, удачливой и т. д.), он любил ее такой, какая она есть. Что определяет подобный подход — темперамент или следование тому или иному учению? Наверное, и то и другое понемногу...

Мудрость (Фролов, 1991)

МУДРОСТЬ — высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру. В древности идеал мудреца — созерцательность, «зритель на стадионе» (где другие состязаются или торгуют). Иное понимание мудрости возникает в христианстве вместе с идеей «спасения», личного и общественного совершенствования; мудрец здесь — учитель жизни, ее преобразователь. В мудрости присутствуют активность мифа, эмоциональность и многовариантность художественного образа, точность научного, рассудочного знания, антиномичность и цельность разума. Мудрость заключает в себе идеал. Философия — «любовь к мудрости» («любомудрие»), мудрость— это самокритика разума, вечное движение вперед.