Младогегельянцы

Младогегельянство

Философия радикальной демократии. Младогегельянство. Усиление общественного брожения и оппозиционных настроений в Германии 30-х — начала 40-х годов отчетливо проявилось в сфере духовной жизни, в философии. Властителем умов и после своей смерти оставался Гегель, но теперь между его многочисленными последователями обнаружились резкие расхождения. Эти расхождения, имевшие глубокий политический смысл, легче всего пояснить на примере истолкования знаменитой фразы из предисловия к гегелевской «Философии права»: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно».

Младогегельянцы (Фролов, 1991)

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ (или лево-гегельянцы) — радикальное крыло гегелевской философской школы. Их интерпретация философии Гегеля и критика христианства явились специфической для тогдашних немецких условий формой пробуждения буржуазно-демократического мышления и политического интереса вообще. Оформлению левого крыла гегельянства способствовала книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835), где были критически проанализированы евангельские догматы. Штраус рассматривал Христа как обычную историческую личность, сверхъестественность которой является продуктом мифа. Следующий шаг на пути критики религии как ложной формы сознания был сделан Б. Бауэром, рассматривавшим евангельские догмы как заведомые фикции, а личность Иисуса — как вымысел. Теории М. интересны как первая попытка — на модели религии — проанализировать общественное сознание в качестве социальной структуры (идеологии). В центре их внимания оказался вопрос о том, как возникают и получают принудительную силу ложные представления об обществе. Штраус объяснял этот факт традиционной устойчивостью мифологических воззрений; Бауэр видел источник данного явления в «отчуждении» продуктов индивидуального «самосознания», в том, что продукты человеческой головы начинают рассматриваться как независимые от нее абстракции…