Любомудры

Председатель Любомудров В.Ф. Одоевский.
Портрет Работы А. Покровского. 1844 г.

 

Любомудры (Маслин, 2014)

ЛЮБОМУДРЫ («Общество любомудров») - философский кружок молодых московских интеллектуалов - «архивных юношей». Был образован кружок в 1823 году и просуществовал 2 года, до декабря 1825 года, когда при организационной ликвидации были сожжены все его документы, по свидетельству его историографа Кошелева, «главными участниками» были князь Одоевский, Веневитинов (секретарь), И. В Киреевский, Кошелев, Н. М. Рожалин, В. П. Титов, Шевырев, Н. А. Мельгунов, достаточно близки к кружку были Погодин, А. С. Хомяков, В. К. Кюхельбекер. Ведущими теоретиками среди любомудров были Одоевский и Веневитинов.

Любомудры (СИЭ, 1965)

«ЛЮБОМУДРЫ» - члены «Общества любомудрия», возникшего в Москве в 1823 году (самораспустилось после восстания декабристов 14 декабря 1825 года). Участники: Д. В. Веневитинов, В. Ф. Одоевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев, И. В. Киреевский и др. «Любомудры» испытали некоторое воздействие идей декабризма (принимали участие в издании декабристского альманаха "Мнемозина", были связаны с причастным к "Союзу благоденствия" С. Е. Раичем), однако в политическом отношении не шли дальше весьма умеренного либерализма. В центре интересов кружка были философские проблемы.

Любомудры (Гурьева, 2009)

ЛЮБОМУДРЫ — литераторы, входившие в московское собрание «Общество любомудрия», которое существовало в начале 20-х годов XIX века. В общество входили В. Одоевский, А. Кошелев, И. Киреевский, Н. Рожалин, Д. Веневитинов и др. В кругу любомудров обсуждались проблемы философии и эстетики, труды европейских философов, нередко рассматривались насущные актуальные вопросы, в том числе и политические.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 162.

Любомудры (НФЭ, 2010)

«ЛЮБОМУДΡЫ» – участники литературно-философского кружка «Общество любомудрия», образованного в кон. 1823 в Москве. В него вошли В.Ф. Одоевский (председатель), Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, Н.М. Рожалин, В.П. Титов. Собирались тайно. После восстания декабристов в 1825 Одоевский сжег устав и протоколы, объявил о роспуске общества, но еще некоторое время любомудры объединялись вокруг «Московского вестника» М.П. Погодина.

Любомудры (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЛЮБОМУДРЫ — философский кружок, возникший в Москве в 1823 г. В него входили писатель и критик В. Одоевский (председатель), поэт Д.Веневитинов, славянофил И. Киреевский, теоретик искусства и критик С. Шевырев, историк М. Погодин, публицист В. Кошелев и др. Деятельность кружка была направлена на осмысление настоящего и будущего России. В программной статье «О состоянии просвещения в России» Веневитинов писал: «У всех народов самостоятельных просвещение развивалось из начала отечественного: их произведения, достигая даже некоторой степени совершенства и входя, соответственно, в состав всемирных приобретений ума, не теряли отличительного характера. Россия всё получила извне; оттуда это чувство подражательности, которое самому таланту приносит в дань не удивление, но раболепство; оттуда совершенное отсутствие всякой свободы и истинной деятельности. Как пробудить ее от пагубного сна? Как возжечь среди этой пустыни светильник разыскания?»...

Любомудры (Фролов, 1991)

«ЛЮБОМУДРЫ» — члены тайного философского кружка «Общество любомудрия», существовавшего в Москве в 1823—1825. Кружок занимался вопросами философии, эстетики и литературы. Неоднородный по политическим взглядам своих членов, кружок ориентировался в философии на немецкий идеализм, главным образом Шеллинга, критиковал французский материализм и эстетику классицизма. Значение кружка для русской философии определяется тем, что он развивал и пропагандировал идеи идеалистической диалектики в натурфилософии, гносеологии, эстетике, общественной теории.