Долгого времени теория

ДОЛГОГО ВРЕМЕНИ ТЕОРИЯ. Разработана выдающимся французским историком Фернаном Броделем (1902-1985), постулировавшим множественность скоростей социально-исторического времени (в статье «История и общественные науки. Историческая деятельность», 1958). Долгого времени теория рассматривает диалектику различных временных модальностей, составляющих ядро социальной реальности: «живое, внутреннее, постоянно возобновляющееся противопоставление между настоящим моментом и медленным течением времени. Историк не может ни на минуту выйти за пределы исторического времени. Оно липнет к его мысли как земля к лопате садовника». Он должен уметь работать с каждым из его типов. Но это не означает, что все они для него равноценны. Подлинное время историка - это время длительной протяженности, знаменитая броделевская la longue duree. Короткое же время является событийным. Это время социолога «звонкой новости». Масштаб времени, задаваемый событиями, соразмерен с индивидом, с ритмом его повседневной жизни, с нашими иллюзиями и деятельностью нашего сознания. Это время традиционной политической истории, сконцентрированной в драме «великих событий», изучаемой в кратковременном масштабе, истории безнадежно устаревшей.

В противоположность этому «новая история» является преимущественно историей социальной и экономической. Поэтому она оперирует иными хронологическими масштабами, используя языки среднего и долгого времени. Поскольку экономические, социальные и другие устойчивые долговременные структуры могут быть познаны только в широкой социально-исторической перспективе, требуется союз историков с представителями других гуманитарных и общественных наук, исследующих эти структуры, но при условии овладения ими языком истории. Новая проблематика требует обращения к более длительным масштабам времени, таким, например, как «средние волны», измеряемые, в частности, кондратьевскими полувековыми циклами экономической конъюнктуры. Но для историков особенно важны «сверхциклы», охватывающие столетия и стоящие за ними «секулярные тренды». Все великие персоналии истории, экономические и социальные конъюнктуры, цивилизации обладают своим ритмом жизни и развития, и «новая история» (новая историческая наука), указывает Бродель, только тогда достигнет своей цели, когда она полностью их охватит. Для него ключевым является понятие структуры, то есть организации, системы достаточно устойчивых отношений, являющейся и опорой, n препятствием исторического движения. «Человек пленник своего времени, климатического, растительного и животного мира, культурного равновесия между ним и средой, которого он не может нарушить, не рискуя многое потерять».

Современная наука преодолела разрыв между структурой и личностью и вытекающее отсюда отрицание значения событийной истории. Третирование событий неминуемо ведет к искажению истории. Тем не менее долгого времени теория стала крупнейшим завоеванием науки, обосновавшим значение в историческом исследовании времени длительной протяженности, понятием, прочно вошедшим в научный оборот. Ибо только на ее языке могут быть раскрыты долговременные тенденции в развитии человеческого общества, и, следовательно, познаны глубинные закономерности этого развития.

Б. Г. Мошльницкий

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 97-98.

Литература:

Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая деятельность// Философия и методология историю М., 1977; Бродель Ф. Материальная цивилизация. Т. 1. Его же. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. 1: Структуры повседневности. М., 1986, Т. 3. М., 1992; Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993; Данилов А. И. Историческое событие и историческая наука //Средние века. М., 1980; Могилъницкий Б. Г. История исторической мысли XX в. Вып. 2. Томск, 2002; Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.