Семинария

СЕМИНАРИЯ — среднее общеобразовательное учебное заведение для подготовки духовенства и учителей народных школ (учительские семинарии). В начале XVIII веке митрополит Петербургский Феофан Прокопович учредил в своем доме духовную семинарию, где преподавали как богословские, так и общеобразовательные науки. Из провинциальных архиерейских школ первыми получили название семинарий Черниговская, Ростовская, Новгородская, Тобольская, устроенные по типу Киевской и Московской славяно-греко-латинской академий.

В Александре-Невском монастыре была учреждена школа, в 1725 году получившая название славяно-греко-латинской семинарии; к ней в 1738 году была присоединена семинария Феофана Прокоповича. В ней было 8 классов, где, кроме элементарного общеобразовательного курса, проходили полный курс наук богословских.

В 1788 году она была преобразована в Главную семинарию, куда посылались лучшие ученики провинциальных семинарий, а в 1797 году — в духовную академию. В 1723 году в Казани была учреждена архиерейская школа, в 1732 году преобразованная в семинарию, в 1797 году — в академию.

В 1817 году был утвержден устав духовно-учебных заведений, которые делились на четыре разряда: духовные академии для высшего духовенства и учителей духовно-учебных заведений, семинарии со средним курсом для подготовки священников и воспитанников для академий, уездные училища для приготовления учеников в семинарии и, наконец, приходские училища. Во всех разрядах половина наук была общеобразовательных, половина богословских.

Все епархии были разделены на четыре духовно-учебных округа, во главе каждого стояла духовная академия, управлявшая семинариями в учебном и административном отношении. Семинарское правление заведовало духовными училищами епархии. Образование в семинариях было 6-летнее, с тремя 2-годичными курсами; кроме богословских наук, преподавались общеобразовательные, в объеме четырех старших классов гимназии, а также логика, психология, естественная история, сельское хозяйство и медицина.

В 1867—1869 годы духовно-учебные округа были отменены, административная власть академий отменена. Семинарии обращены в 6-классные, медицина и сельское хозяйство исключены из числа предметов, введено изучение педагогики с устройством при семинариях воскресных школ.

В 1884 году было восстановлено наблюдение академий над семинариями и семинарий над училищами. Программа семинарии стала содержать полный курс классической гимназии с изучением психологии, начальных оснований и краткой истории философии; в некоторых семинариях преподавали медицину и сельское хозяйство. Таким образом, выпускники семинарий — сельские священники, должны были становиться универсальными носителями и распространителями культуры и знаний в деревне. Однако на деле уровень знаний выпускников был не столь высок, и семинаристы в обществе считались людьми скудно образованными. В семинарии преимущественно, а до середины XIX века исключительно, принимались дети духовенства, которые обучались и содержались на полном иждивении; с середины XIX века, когда замкнутость духовенства как сословия была уничтожена, семинарии стали общесословными духовными школами.

Для подготовки католического духовенства в каждой католической епархии были семинарии, состоявшие под властью епископов, а в Петербурге — академия. Для поступления в католическую семинарию требовалось разрешение губернатора. Для Армяно-Григорианской Церкви в каждой из ее шести русских епархий также была семинария, а в 1874 году учреждена Эчмиадзинская духовная академия.

Протестантское духовенство получало образование на богословском факультете Дерптского университета.— «Когда пришло время сыновей учить в семинарии, а дочерям женихов искать, стал он супротив прежнего не в пример притязательней». П. И. Мельников-Печерский. В лесах.

Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 610-611.

Понятие: