Единственный ребенок

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЁНОК в семье - это не только воспитательная проблема. Это тесно переплетающиеся между собой проблемы экономического, социального и нравственного порядка. Это также личная проблема конкретного человека: в детстве братья и сёстры необходимы ему как повседневные товарищи для игр и общения, заботы и внимания; позднее взрослому человеку - как близкие люди, на помощь, поддержку и сочувствие которых он может рассчитывать в трудную минуту. Однако несмотря на то, что эта истина практически не вызывает сомнений, число малодетных семей, в т. ч. и семей с единственным ребёнком, неуклонно растёт

Общеизвестно, что воспитание единственного ребенка сопряжено с трудностями. Самая серьёзная - формирование альтруизма, умение считаться с окружающими людьми, уважать чужие чувства, потребности, труд. В этом отношении многодетная семья имеет преимущества. Единственный ребенок - действительно сложная проблема воспитания. В нём родители дольше склонны видеть малыша, а он до совершеннолетия считает собственный инфантилизм чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы ещё раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений. Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охвачены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребёнка, его своевременной грамотной профориентации и т.п. Необходимо, чтобы единственный ребенок как можно раньше попал в общество детей. Это может быть группа дошкольного учреждения, дети, живущие по соседству. Нередко ребёнок, оказавшийся в детском коллективе, пытается командовать др., требует для себя особых привилегий, капризничает, обижает товарищей. И, получив от них заслуженный отпор, жалуется, ябедничает. Задача родителей - осудить его неправильные действия, сдружить детей, обратив внимание на воспитание чувства товарищества, коллективизма. Даже тогда, когда ребёнок становится школьником, многие родители освобождают его от всякого труда по дому, по самообслуживанию, выполняют вместо него некоторые учебные задания. Негативные последствия такого воспитания особенно сказываются тогда, когда школьник становится подростком. Единственным в семье подросткам более, чем остальным, присущи серьёзные недостатки. Они капризны, обидчивы, невнимательны к товарищам, не умеют подчиняться (при стремлении подчинить себе др.), ценить достоинства др. Очень часто у них отсутствует бережливость. Многие из них пасуют перед трудностями, ищут лёгкие пути удовлетворения своих потребностей и прихотей, нередко нарушают нормы поведения, подвержены различным негативным влияниям.

Всё это не означает, что изъяны в воспитании единственного ребенка неизбежны. Опыт десятков тысяч семей доказывает, что если избежать отмеченных ошибок, с ранних лет включить ребёнка в коллектив сверстников, постоянно приучать его к посильному труду, прививать уважение к другим людям, то это поможет ему вырасти хорошо воспитанным, полноценным человеком.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 214-215.